Михаило-Архангельский Храм с.Зирган -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
31 Январь 2013

Александр спрашивает:
Здравстуйте,отец Роман! До 2015 года всем Россиянам хотят навязать "универсальные электронные карты". Как нам православным поступить?

о.Роман Уточкин отвечает:
Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
(2-5 февраля 2013 года)
Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных
1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.
Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».
По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.
2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.
Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.
Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.
3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.
Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.
Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.
4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.
5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.
В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.
Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.
Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.
В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.
6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).
При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.
Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

23 Январь 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Недавно одна женщина, именующая себя православной, рассказывала про лечащую женщину в Стерлитамаке. Уверяла, что она угадывает все при помощи маятника и снимает порчу с людей. И что у нее есть всякие там свидетельства от патриарха и священников. Что-то мне не верится, что православные могут такими делами заниматься. Простите.

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Елена!
Подсмотреть тайну, стать посвященным, овладеть потусторонним знанием, позволяющим влиять на земные судьбы, заставить сверхъестественные силы служить себе, - все это интересует сегодня многих людей, не знающих, а порой и не желающих знать истину Божью. Книжные прилавки наводнила литература по астрологии, хиромантии и оккультизму, интернет полон предложений бесчисленных колдунов и знахарей. Обращение за помощью и поклонение силам тьмы сегодня искусно завуалировано такими названиями, как экстрасенсорика, эзотерика, белая магия, парапсихология... Слово Божье предостерегает нас от всего этого: «…Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10-12). «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:31). «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис.8:19). Почему же Бог запрещает нам делать подобное? Потому что источником всего этого являются демонические силы, цель которых – погубить человека и его душу. Обращаясь к ясновидящим, гадалкам, спиритам и всем подобным провидцам, вы попадёте под воздействие сил зла, которые непременно причинят вам вред. Часто случается, что люди, контактирующие с бесовскими духами, сами становятся одержимыми. Некоторые теряют всякую возможность спасения души. Если в вашей жизни вы когда-либо участвовали в этом, то отрекайтесь от всякого колдовства, обращайтесь к Богу с покаянием.

17 Январь 2013

Ольга спрашивает:
Здравствуйте, отец Роман! Прочитала о том как православная церковь относится к такому методу лечения бесплодия как ЭКО. Наш долгожданный ребенок рожден именно при помощи этого метода. Как церковь относится к таким детям? которые не виноваты в том, что сотворили их родители.Не откажет ли церковь в крещении и причащении таких детей?

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Ольга!
С православной точки зрения все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение т.н. "избыточных" эмбрионов, являются нравственно недопустимыми. И в то же время в крещении Церковь в таком случае ребенку не отказывает: ребенок не должен отвечать за неведение или грех родителей.

06 Январь 2013

Надежда спрашивает:
Здравствуйте отец Роман!Ребенок просит уже длительное время завести собаку. Можно ли православному человеку держать кошек, собак в доме, квартире?

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Надежда!

Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы. Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия. Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

04 Январь 2013

Роман спрашивает:
Здравствуте, отец Роман! Пишу вам письмо благодарности, потому что я многое понял и храм мне помог, стал мне как родной! Здесь на севере мороз, а на душе тепло от Веры и слезы очищения в покаянии и молитве. Спасибо Вам, и братьям и сестрам за Вашу любовь и тепло. Я чуствую наше единство и чувствую, что Ангел меня не покидает. Слезы радости и счастья во мне от того, что я избавился от многих пороков и болезней души через молитву. Каждый день теперь, как борьба, в которой Господь укрепляет. Слава Богу! Алиллиуа! Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Роман!
Спаси Господи за теплые слова! Храни Господь!

02 Январь 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте отец Роман. Скажите, грех ли принимать УЭК? Это уже отступление от веры? Простите. Спаси Вас Господи.

10 Декабрь 2012

Екатерина спрашивает:
Здраствуйте отец Роман.8лет назад умер мой отец. О том что он был крещён мы узнали через месяц после похорон от родственников, живущих в его родном городе. Меня мучает что мы его похоронили не по правилам. У нас больше мусульманская семья, и что и как делать никто не знал.Что я могу сделать сейчас? он был атеистом, но всё таки очень хорошим и честным человеком, надеюсь Бог это видел и простил ему его неверие. Как мне помочь здесь его душе? что ещё нужно помимо заказывания служб о упокоение? и как исправить то,что мы не отпели в храме крещённого человека? помогите пожайлуста, очень не спокойно и стыдно за своё незнание.

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Екатерина! По вашему вопросу свяжитесь со мной по телефону.(раздел контактная информация), либо подъехать в храм Михаило-Архангела.

07 Декабрь 2012

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте,Отец Роман!Тяжело больна моя мама.Слышала, что у Вас служит отец Петр, у которого есть благославение на лечение. Извините, если я не корректно задала вопрос, но мне очень тяжело от того, что я ничем не могу помочь моей мамочке.У мамы рак.Простите. если что-то не так написала.

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам, Татиана!
Мы молимся и обращаемся в болезнях к Спасителю, к Божией Матери, к святым с просьбами о помощи, прежде всего, духовной – чтобы нам достичь спасения, духовных благ. И понимаем при этом, что, во-первых, по слову Спасителя, земное и само приложится, а во-вторых, что болезни и невзгоды на земле нам необходимы для возрастания в духе.
Поэтому прибегайте к помощи врачей в болезни, а в молитвах просите терпения, и чтобы эта болезнь послужила бы выздоровлению души . Священника можете пригласить для Таинства Исповеди, Причастия и Соборования. Вот главное лечение, которое спасает и душу, и тело от недугов.
Священника с именем Петр в нашем приходе не значится.

04 Декабрь 2012

Александра спрашивает:
Спасибо огромное за ответ отец Роман.

29 Ноябрь 2012

ольга спрашивает:
Отец Роман!Мой внук Павел заболел псориазом. Ему 16 лет. Живем мы в подмосковье были прихожанами нашей церкви и оставили частицу души здесь. Только у Вас я могу спросить как помочь ,кроме медицинской помощи, моему внуку. Я имею ввиду через Ваш совет обрести божью помощь.Спаси господи!

о.Роман Уточкин отвечает:
Мир Вам ,Павел!
"Здоровье есть дар Божий", - говорил преподобный Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет задумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение. Больного преподобного Серафима посетила Матерь Божия, и нас, если мы смиренно переносим болезни, посещают высшие силы... Болезнь - самое благоприятное время для возвращения своего сердца к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль... Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными.
Вот почему святые и праведники благодушно терпят и переносят свои немощи и болезни. Итак, в болезнях нам надо надеяться прежде всего на милость Божию и для этого приносить покаяние и искать исцеления в таинствах исповеди, причащения и елеосвящения. Преподобный Силуан Афонский советует молиться так: "Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен, помоги мне терпеть и благодарить Твою благость". И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела перед Богом и благодарна.
Человек должен веровать, что не случается ничего без Промысла Божия. Все, что ни постигнет нас, будем принимать без смущения, со смиренномудрием и упованием на Бога, веруя, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам, что иначе не может быть нам пользы как тем способом, которым устраивает Бог. Бог – источник премудрости. Он ведает полезное нам и сообразно этому ведению устраивает все относящееся к нам даже до мелочей. Зная, что Бог любит и милует создание Свое, что все, что Он ни делает, делает к нашей пользе, мы обязаны принимать все попускаемое нам, хотя бы то было и скорбное, как от Благодетеля, с благодарением.
Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни- это уроки, какие даёт нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.
Помоги Вам Господи в Вашей немощи и дай Вам Бог исцеления души и тела!