Таинство Брака
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Бог благословил брачный союз первых людей, Адама и Евы, в раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28). В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24).
В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Господь Иисус Христос, повторяя ветхозаветные установления, возводит брак на высоту Таинства: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19; 3-6).
В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32,33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11).
Насколько высок в очах Божиих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно – картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.
Христианская Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», – свидетельствует св. Климент Александрийский. Другой путь жизни для православного христианина – девство, которое имеет в очах Божиих такую же значимость, как и брак (См.: Мф. 19; 11, 12 и 1 Кор. 7; 7-11). Об этих двух путях благочестивой жизни писал в I веке святой Игнатий Богоносец святому Поликарпу Смирнскому: «Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия».
Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, – лжеучители, и христиане не должны их слушать.
Венчание брака – это особое благословение Церкви на семейную жизнь. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во благо. Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме. Смысл венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Возлагая венцы на главы жениха и невесты, Церковь тем самым воздает им особую честь за чистоту и сохраненную до брака девственность. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. Не сохранивших себя в чистоте до брака Господь призывает к искреннему покаянию, для чего в Церкви предусмотрена исповедь в присутствии священника с последующим Причащением.
Разумеется, к моменту венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:
1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка, и между крестными родителями и крестниками.
7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм и др.). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Дни, когда Таинство Венчания не совершается:
* В течение всех четырех многодневных постов;
* Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
* На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
* От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
* По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь — постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;
* По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;
* 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
* накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Перед венчанием и жениху, и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Идеально – причаститься в день венчания на Литургии, после которой и будет совершаться чин венчания. Невоцерковленным же людям, возможно, лучше будет причаститься заранее.
Перед венчанием родители молодых благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.
О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей традиционным нормам приличия. Желательно наличие свидетелей – мужчины и женщины, крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божией Матери, а также белое полотно или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.
При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть естественные препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных Таинств.
Пожелания к внешнему виду невесты:
– Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы и мудрость вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима;
– Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.
– Женский брючный костюм недопустим;
– Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке, чтобы плечи, спина и грудь были прикрыты;
– Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.
Обращаем Ваше внимание на суеверия, связанные с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из новобрачных, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае – "будешь потом всю жизнь маяться". Все это – глупые вымыслы, и они не должны волновать Вашего сердца.
Чин Таинства складывается из двух частей – обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй, тайносовершительной, части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.
Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.
Обручение
Современный обряд обручения по своему смыслу повторяет основные моменты гражданской регистрации брака, за исключением сугубо юридической стороны. Перед началом обручения жених становится по
правую руку, а невеста – по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную реликвию.
В своих последующих молитвах Церковь испрашивает благословения у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”. Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — все.
Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела – хранителя и руководителя в новой их жизни.
Венчание
При пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа...” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Священник спрашивает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Ответы жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).
И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник воздевает руки к небу и благословляет жениха и невесту, как бы печатью утверждая Таинство брака.
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то, если это необходимо, принимают и держат венцы свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.
Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, разделил простую человеческую радость и претворил воду в вино.
После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. Церковь особенно молится о «благочадии», что в переводе с церковно-славянского языка означает «многодетность». Необходимо понимать, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные просят Господа укрепить их на путях жизни по воле Божией, они испивают общую чашу красного вина, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе, помогая и поддерживая друг друга.
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 6).
При этом торжественном шествии поются церковные тропари:
“Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”. Прославляется самое радостное событие во Вселенной — Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде священных событий истории и имеет ту же цель, что и Боговоплощение — спасение человека для вечной жизни.
Тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”. Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы…» – это и напоминание о том, что семейная жизнь – жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении своего эгоизма, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
В завершении поется тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная”. В этом песнопении воссылается благодарение за благословление брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Затем священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия.
В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием: для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести реальную практическую христианскую жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.
О расторжении церковного Брака
Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут.
Развод в Православии осуждается, но признается как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.
Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляются к перечисленным еще и следующие причины:
1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.
Назад к списку