Памятка к Святому Причастию
Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.
Подготовка к Причащению
Перед тем, как придти в церковь на Таинство Причащения, необходимо тщательным образом подготовиться к нему, хорошо осознавая величие этого Божественного Таинства. Иначе можно причаститься недостойно, в осуждение себе: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29).
Необходимо, чтобы у нас, приступающих к Причастию, была искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. Должно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принять сей великий Дар (мы принимаем его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего нас Отца Небесного).
Должно обязательно иметь мир в душе: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе нас опечаливших, огорчивших, обидевших, а также примириться и с теми, кого мы сами обидели.
Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Накануне Причастия необходимо быть на вечернем Богослужении.
Накануне Причастия нужно прочитать «Последование ко Святому Причащению» (оно находится в Православном молитвослове). Молитвы этого Последования дают человеку возможность настроиться на соответствующий лад, дают ему понять, в чем, собственно, заключается смысл Причастия. Эти молитвы очень глубоки и содержательны. И чтение их никогда не должно превращаться в формальность, рутину. Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин:
- канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу;
- канона молебного ко Пресвятой Богородице;
- канона Ангелу - хранителю.
Если человек хочет читать каноны, и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Бывает так, что у нас не хватает времени и сил, чтобы прочитать все подготовительные молитвы. Не следует думать, что в таком случае мы автоматически лишаемся права на Причастие. Мы можем прочитать всего две-три молитвы ко Святому Причащению, но если мы прочитали их с верой, с вниманием и от сердца – это уже хорошо.
Перед Причастием положено соблюдать пост (минимум три дня). Во время поста употребляются в пищу только продукты растительного происхождения. Если по каким-либо уважительным причинам человек не может поститься как положено (состояние здоровья, беременность, нахождение в пути, тяжелый труд и др.), это не будет являться препятствием к Причастию. Пост, кроме ограничений в пище, также обязательно состоит в том, чтобы беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от мирских развлечений и удовольствий. Супругам необходимо воздерживаться от телесного общения.
Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды. Утром, отправляясь в храм на Причастие, не разрешается что-либо есть и пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти.
Желающий причаститься должен предварительно исповедоваться в своих грехах перед священником в Таинстве Покаяния (лучше всего накануне вечером, на вечернем Богослужении; в крайнем случае – утром, в самый день Причащения). Мы не должны приступать к Святой Чаше, не очистив свою душу от грехов и не примирившись с Богом через Таинство Покаяния. Без Исповеди никто не может быть допущен к Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.
Детям до 7 лет специальная подготовка к Причащению (пост и Исповедь) не требуется. Но, начиная с возраста примерно 5 лет, полезно приучать детей причащаться натощак.
Во время Причащения
Причащение совершается в конце Литургии.
Во время выноса Святых Даров из алтаря надо сделать земной поклон, затем сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.
Подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно подходить к Чаше постепенно, уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду.
У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – страшный грех.
Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Затем широко открыть уста (рот) и принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. После этого отойти к тому месту в храме, где раздают причастникам «запивку» — частички просфор и вино, разведенное горячей водой.
Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх и в таком положении причащать.
После Причащения
Придя домой, следует прежде всего возблагодарить Господа за Его величайшую милость, прочитав благодарственные молитвы по Святом Причащении.
В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
После Св. Причастия нужно быть в трезвении, воздержании и немногословии. Не плевать в этот день. В ночь после Причастия следует воздержаться от супружеских отношений. Время после Причащения лучше всего посвятить чтению духовной литературы и делам помощи ближним.
Назад к списку