Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Детям о Великом посте

Однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был одержим злым духом. Этот человек уже приводил своего сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спросили Его:
- Почему мы не могли освободить больного от злого духа, мучившего его?
Иисус ответил им:
- Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. (Мк. 9, 17-29).
Вот и началось это особенное время в году. Время, которое должно нас подготовить к Пасхе Христовой, к Светлому Христову Воскресению. О его важности и значении говорит нам само его название – Великий пост.  Почему-то многие думают, что пост – это просто дни, в которые надо отказаться от мясных и молочных продуктов. А зачем Богу нужно, чтобы человек постился: одни продукты ел, а от других отказывался. Какой в этом смысл?  Конечно, смысл любого церковного поста, и Великого в особенности, не в отказе от какой-то еды. Смысл его в том, чтобы помочь человеку соединиться с Богом. Соединение с Богом – это вообще главный смысл жизни православного христианина. Но за каждодневной суетой, за мелочами человек иногда забывает думать о главном. Как же помочь ему сосредоточиться? Специально для этого Церковь и установила четыре поста в году. И особое место среди них занимает Великий пост – время подготовки к Пасхе.  А как же достичь этого соединения с Богом? Для этого существуют разные средства. Одно из них – телесный пост. Оказывается, если человек разумно ограничивает себя в еде, то он укрепляется духовно. Через воздержание он учится управлять самим собой, своими желаниями и инстинктами. Он становится господином своего тела, а не рабом своих сиюминутных желаний. Для этого же Церковь призывает нас во время поста отказаться от всего того, что развлекает нас в свободное время. Например, от просмотра развлекательных телевизионных программ. Исключение можно сделать для программ полезных, познавательных, православных. В свободное время можно почитать жития святых или сходить в храм. Всё это поможет сосредоточиться для главного.  Но, дорогие мои, ни отказ от мяса и молока, ни отказ от развлечений не соединит нас с Богом, если не будет при этом самого главного. А что же это самое главное? Это – покаяние! Покаяние – это тот чудесный ключик, который открывает человеку врата в Царство Божие, соединяет его с Отцом Небесным и дарит жизнь вечную. Но покаяние – это не просто признание и перечисление своих грехов или плохих поступков. Смысл покаяния станет более понятен, если мы обратимся к значению этого слова. По-гречески слово «покаяние» звучит как – metanoia, то есть «перемена мысли». Это изменение,переход человека в другое качество. До покаяния был человек грешным, а покаялся и стал Божьим. Был в Божьем винограднике засохшей веточкой, которую только и оставалось – отломить, а покаялся, и ожила эта засохшая веточка, зазеленела. Вот что такое покаяние! А чтобы помочь человеку ощутить необходимость покаяния и соединения с Богом каждый год в дни Великого поста Церковь вспоминает великого учителя покаяния – святого Андрея Критского. В первые четыре дня начала поста (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается во всех храмах покаянный канон преподобного Андрея.  Только вслушайтесь в эти простые, исходящие из самого сердца слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? …воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. «Душа моя! Хватит спать! Проснись! Покайся! И пощадит тебя Господь Бог!»

  Омытая, обновленная слезами покаяния душа по окончании Великого поста с радостью сможет встретить самый светлый праздник в году – Воскресение Христово. Но, чтобы мы могли по-настоящему испытать пасхальную радость, нам надо приготовить себя. Для этого мы и вступаем на путь поста. И да поможет нам на этом пути Господь наш Иисус Христос!  Мы знаем, что молиться значит обращаться к Богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. Когда наступает пост, мы стараемся больше молиться, чаще ходить в церковь, углубляться в церковную жизнь, отказываться от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. Эта еда, или удовольствия сами по себе не плохие, не грешные. От плохого надо всегда удерживаться, а постом мы стараемся отказываться от такого, что в другое время мы не считаем плохим. Почему мы это делаем? Поститься - значит учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что "мне хочется", тому, что "я должен", подчинять свое тело своей душе. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Когда мы постимся, отказываемся от той еды, которую особенно любим, или от удовольствий и развлечений, заставляем себя делать то, что нам не легко, то укрепляем наши силы в борьбе духа с телом. Как спортсмены или атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога. Поститься надо смиренно, не хвастаясь этим, не осуждая тех, которые не постятся. Иисус Христос сказал: "Когда поститесь, не будьте унылы (грустны, скучны), как лицемеры (притворные, неискренние люди), которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (т.е. будь радостным), чтобы поститься не перед людьми, а для Бога". А великие святые нашей Церкви учат нас, что поститься надо незаметно для других. Лучше даже съесть что-нибудь не постное, чем осудить или обидеть другого человека, который не постится.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
  Понедельник первой седмицы — начало Великого поста.
  Считается, что длительность Св. Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.  Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц.
  На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
1-я неделя   Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 9 веке.
2-я неделя     Свят. Григорий Палама
Во 2-е воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу (14 век), учившего о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни.
3-я неделя   Вынос Креста
Чтобы укрепить нас в трудах Великого поста, за всенощной, в конце 3-й недели на середину церкви выносят Святой Крест для поклонения.
4-я неделя, крестопоклонная    Св. Иоанн Лествичник
Св. Иоанн Лествичник жил на горе Синай в 6 веке и учил, что духовная жизнь - лестница, ведущая к Богу.
5-я неделя      Св. Мария Египетская
В пятое воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Марию Египетскую, покаявшуюся грешницу, проведшую 40 лет в пустыне.
6-я неделя       Страстная. Вход Господа в Иерусалим.
Народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.

  Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году – к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь.  В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу – во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время – Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться. В эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина.  Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми – значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность – это лень, ничегонеделание. Уныние – тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие – это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие – пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», – просим мы Бога.
  После этого прошения  положено сделать земной поклон.
  Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие – убеждение, что всё, что мы имеем, – это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, – мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.
  После этого прошения  снова кладём земной поклон.
 Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю – это обращение, так же, как и Господи. Зрети – значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».
Здесь, в конце молитвы,  в третий раз делаем земной поклон.
 Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста – об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное – видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой – своими чувствами и поступками.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю.
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
                                                                                                 (автор неизвестен)

Настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Роман Уточкин


 


Назад к списку