О празднике Рождества Христова
За внешними атрибутами праздника мы порой забываем о самом главном: а что мы празднуем? Почему событие рождения Иисуса Христа так торжественно отмечается человечеством? Чтобы понять это, нужно вспомнить о цели рождения Бога на земле, среди нас. А цель одна: Бог рождается во плоти для того, чтобы спасти человека. И поэтому тема спасения является главенствующей в празднике Рождества Христова. Торжественно приветствуя Бога в радостных песнопениях, мы в этих песнопениях слышим слова, говорящие нам о том, что Бог приходит на землю для того, чтобы спасти человека, чтобы возвести его от падшего состояния в высшее состояние
Патриарх Кирилл:
«Праздник Рождества имеет значение только в связи с воспоминанием о событии, которое лежит в основе этого праздника. Если мы мыслью обращаемся к родившемуся в Вифлееме Спасителю, если пытаемся ответить на вопрос, а что все это, что произошло в Вифлееме, означает для меня лично, для моей семьи, для моей страны, для рода человеческого, если мы соединяем то далекое прошлое в нашем сознании с современностью, если в том далеком прошлом черпаем силы для понимания происходящего сегодня с человеком, если обретаем дополнительные силы к тому, чтобы совершать дела правды – тогда этот праздник поистине имеет огромное духовное значение, какое он и должен иметь.
Апостол Павел говорит о рождении Спасителя следующее: «веле благочестия тайна, Бог явился во плоти». Великая тайна благочестия – Бог воплотился в человеке. Это, наверное, самое главное, что нужно уразуметь, вдумываясь с события Рождества. В Вифлееме родился не пророк, не герой, не исторический персонаж, а Бог стал человеком, вошел в человеческую историю, чтобы разделить с людьми их жизнь. Чтобы наша обычная человеческая жизнь стала божественным достоянием, и через это соединить человека с самим собой. Трудно даже представить, что все это означает. Если взять древнюю историю, то Бог представлялся людям по-разному: для одних – могущественным творцом, для других – грозным судьей, громовержцем. А через Вифлеемскую пещеру нам был дан иной образ Бога – Бога-человека, Бога, соединившегося с нашей человеческой жизнью и с нашей судьбой. Господь воплощается и соединяет себя ни с царем, не с великим историческим деятелем, а с простым человеком. Он становится плотником. Он живет на самой нижней ступеньке социальной жизни. Нет никаких внешних сил, которые бы поддерживали его миссию: ни денег, ни власти, ни почета. Он беден и безвластен. И из этой своей человеческой слабости он являет миру великую силу слова. Бог приносит нам во Христе слово своей Божественной правды. О чем? Во-первых, правды о самом себе. О мире, который нас окружает. И наконец – о человеке. Что же это за правда о человеке? Она отличается тем, что в ней – ключ к тайне человеческой жизни. Слово Божие, как обоюдоострый меч, разделяет существо человека, отделяет истину от лжи, добро от зла. Все беды наши происходят от того, что добро и правды смешаны с ложью и злом. Слово Божие локализует зло и вооружает критерием определения добра и зла, правды и лжи. Если мы обладаем способностью отличать добро от зла и правду от лжи, мы локализуем зло, точна знаем, где оно и в чем оно. И это знание открывает нам возможность бороться со злом и неправдой. Слово Божие, принесенное в мир Спасителем, обладает силой судить людей. Опираясь на слово Божие, мы можем самим себе выносить суд и иметь трезвый взгляд на все то, что нас окружает. Правда Божья о человеке заключается в том, что человек счастлив тогда, когда он сохраняет свою внутреннюю целостность. Такой человек никогда не рухнет. Он сохранит самого себя.
Вот эту правду о человеке и человеческой жизни и принес в мир Спаситель, родившийся в Вифлееме.
Я от всего сердца поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова. Вчитывайтесь в слова, которые Господь передал всем нам. Постарайтесь этими словами, как мерилом правды, взвешивать все то, что приходит в наше сознание извне, дабы иметь способность и возможность отделять добро от зла, правду – от лжи и применять ее к своей личной жизни и к жизни нашего общества».
Назад к списку