Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Исповедь

Православные беседы

 

Продолжаем разговор о таинствах церкви с настоятелем храма Михаила Архангела (пос. Зирган) иереем Романом УТОЧКИНЫМ.

 

ПОКАЯНИЕ, ИЛИ ИСПОВЕДЬ

 

Зачем нужна исповедь? Этот вопрос очень часто встает перед человеком, который начинает жить церковной жизнью. Задают его себе и те люди, которые смотрят на церковь извне, думая, чем же отличается исповедь от беседы с психотерапевтом или от разговора по душам с другом. А правда, чем отличается? И зачем верующему так нужна исповедь?

 

Покаяние, называемое также исповедью, есть таинство, в котором христианин, осознавая свой земной путь, может (если он совершает греховное деяние, нарушает заповеди Божии) попросить у Бога за это прощение. Как сын приходит к отцу, так и человек может прийти с покаянием к Отцу небесному, чтобы при искреннем раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получить через него от Бога прощение и искупление грехов.

Таинство покаяния установлено самим Господом. В христианской традиции церковь воспринимается как духовная «врачебница», грех – как болезнь, исповедь – лечение, священник – врачеватель: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе... Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов» (святитель Иоанн Златоуст). Но если в древности покаяние было публичным (люди выходили и посреди церкви выкрикивали свои грехи в присутствие всех прихожан и просили у Бога прощения), то в средние века покаяние и исповедь стали тайными: при исповеди присутствуют трое – Господь, кающийся человек и священник – как свидетель того, что человек на самом деле раскаялся.

Когда душа человека по смерти тела предстанет перед Отцом небесным, будет оцениваться весь земной путь этого человека. И счет грехам уменьшится на число тех, в которых он искренне раскаялся, за которые просил прощения у Господа и которые старался искупить добрыми делами.

- Значит, попросил прощение – и все, больше ничего не нужно? Прощен – и можно дальше продолжать грешить?

- Конечно же, нет. В таинстве исповеди человек должен возыметь внутреннее осознание своего греха и желание исправиться. Если он осознает, поймет и будет пытаться измениться, если он придет на исповедь уже готовым к исправлению, то Господь простит его, а сам человек уже не сможет продолжать греховный путь. А если человек не  настроен на исправление, не будет думать, как на самом деле избавиться от того или иного греха, то и покаяние не совершится, и его грех не будет стерт в книге жизни на небесах.

Поэтому, подходя к исповеди, мы должны хорошо понимать, что великое таинство покаяния и прощения Господня может произойти, если мы относимся к этому таинству с искренней верой и осознанием своего отступления от пути истинного. На исповеди человек встречается не со священником, а с Богом, и все, что кающийся рассказывает, он говорит Богу. Исповедь (даже если вначале она является для человека формальностью) – уже некий поступок на пути к исправлению. Но без дальнейшего изменения жизни она не даст очищения души.

Исповедь есть осознание человеком своей жизни, заступление на путь исправления через послушание Богу и избавление от тягостей, которые одолевают душу.

- Считается, что плата за грех – болезнь тела. Это так?

- В священном Писании говорится: Господь посылает человеку болезни за грехи. Если человек не кается, болезнь усиливается, если он продолжает упорствовать во грехе – наступает смерть, Господь призывает его в свое царство на свой суд, чтобы спросить с него за грехи.

- Дети ходят на исповедь? Как научить ребенка осознавать дурные поступки и искренне в них каяться?

- Принято приводить на исповедь ребенка с семилетнего возраста. Считается, что с семи лет он уже может осознавать свои поступки и отвечать за них. До этого возраста дети совершают поступки порой неосознанно, под воздействием разных обстоятельств, окружающих их людей.

*   *   *

О том, что считать греховным поступком, какие бывают грехи, как уводят они человека от истинного пути, мы поговорим в следующих беседах с отцом Романом.

Записала Ольга АСАБИНА.


Назад к списку