Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иоанн Лествичник

В четвертое воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, который жил в VI веке, подвизался на Синайской Горе и был одним из авторитетнейших монахов и аскетов того времени. . Свой духовный опыт он изложил в книге под названием "Лествица", которая состоит из 30 глав. Это как бы 30 ступеней лестницы по числу лет, которые Господь жил на земле, до того как вышел на свое служение. Самое первое, что необходимо человеку в этом восхождении - смирение, послушание, плач о своих грехах. Но вся лествица добродетелей из тридцати ступеней вмещается в то, о чем говорит Господь: в молитву и пост. "Сей же род изгоняется только молитвой и постом" (Мф. 17:21). Спаситель отвечает на самый главный вопрос: "Как мы можем избавиться от своей внутренней злой сущности, одержимости, злобы и греховности?" Молитвой и постом  Для того чтобы молитва христианина стала чистой, откровенной и соединяла молящегося с Богом, человеку нужно очистить себя внутренне. Мы все молимся и видим, насколько наша молитва поверхностная, холодная. Стоим на молитве очень невнимательно, все нас мысли всякие одолевают, суета, о жизни думаем, и нашу молитву часто даже нельзя назвать молитвой. Почему-то подвижники, как и преподобный Иоанн Лествичник, который в 16 лет ушел в монастырь, удалялись от мира. Для чего? Для того чтобы приобрести чистую и откровенную молитву. И те ступени, которые прошел Иоанн Лествичник, не зря нам даны, потому что каждый человек тоже должен пройти их в приобщении к Богу. Что нам нужно достичь, прежде всего, на первой ступени? Мы живем с вами в миру, а не в монастыре, у нас с вами есть работа, семья, у нас есть долг перед нашими ближними, о которых нам надо заботиться. Но, несмотря на всю суету, сопряженную с нашими земными заботами, нам нужно пребывать с Богом. Чтобы не поглощаться той суетой и теми заботами, которые всем нам необходимо предстоят в нашей жизни. Несмотря на то, что мы живем в миру, несмотря на всю нашу суету, нам надо не поглощаться ей и не думать, что это то единственное, чем нам следует заниматься. Как сказал Господь, "Когда ты молишься, войди внутрь сердца своего и молись так: Отче Наш, иже еси на небесех:". Суета поглощает помимо нашей воли все то, что внутри нас. Но наша воля слаба, а Господь силен. Поэтому нам нужно, чтобы Господь проник в наше сердце и озарил его своей благодатью. Чтобы мы в своих заботах и в своей суете земной пребывали, прежде всего, с Богом. И тогда, как сказал Господь, "Ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится вам". Тогда все остальное, все мирские заботы, все мирские дела решатся благодатью Божьей. Найдется решение всех проблем, найдется разрешение забот, тех, которые нам необходимы, и которым люди, живущие в миру, но без Бога, посвящают всю свою жизнь без остатка, забывая о том, для чего они, собственно, живут. Суета, суета, суета и вся эта суета, приводящая ни к чему. Потому что она пустая, она не наполнена никаким направлением и имеет обыкновение поглощать человека полностью. В отвержении всей этой суеты - путь к третьей ступени, который можно пройти так, чтобы, живя в миру, жить как бы и вне мира. Жить все равно с Богом. Но для того, чтобы этого достичь, нужно пройти первые две ступени. Это подразумевает отвержение мира, или, во всяком случае, желание отвержения мира. Желание отвержения тех страстей, которыми живет мир. Нам нужно с самого начала захотеть отвергнуться от этой суеты, и тогда Господь как-то приклонится к нам хоть немного. Отвергнуться от суеты и посвятить часть своей жизни Богу. Мы сейчас постимся и ходим в храм, и видим в этом нашу жертву Богу. Но жертва эта нужна не Ему, не Богу она нужна, а нам для того, чтобы мы хоть немножечко могли отрешиться от тех страстей, которыми живет мир. Чтобы хоть немножко приобщиться к тому свету, которым нас согревает Бог через свою Святую Церковь .Пребывание в послушании - вторая ступень нашей лествицы. Потому, что если нет послушания, то мы начинаем делать то, что хотим и отдаемся нашим страстям .Нам часто не хочется делать что-то по нашей лени. Тем не менее, мы должны делать. На нас возлагают какую-то обязанность, которую могли бы возложить, например, на нашего коллегу, но возлагают на нас. Вместо того, чтобы роптать и перекладывать эту обязанность на другого, мы лучше возьмем ее на себя. Вместо того, чтобы уклоняться от того, что мы можем сделать для своей семьи, лучше взять и сделать это, чтобы исполнить нашу обязанность перед своим семейством, перед своим домом, перед своими родителями. И так вот, живя все-таки в послушании, мы пройдем вторую ступень, хоть как-то пройдем эту вторую ступеньку, которую прошел во всей полноте святой Иоанн Лествичник. То, что он проходил, было гораздо более совершенным послушанием, но какая-то степень послушания должна быть и у нас. Иоанн Лествичник прошел для достижения святости три ступени добродетели, которые описаны им в его книге "Лествица". В какой-то степени эти ступени необходимо пройти и нам для стяжания благодати Святаго Духа, хотя бы в какой-то малой ее толике, которая нас приведет к спасению и приобщению к Богу. Эти ступеньки нам нужно проходить, по этим ступенькам нам нужно идти с верой. С той верой, которую показал в  Евангелии отец неисцелимо больного отрока. Без этой веры нельзя пройти ступени добродетели. Ведь вера - это не просто наше нравственное усилие или наша добродетель, а благодатный дар, который дает нам Господь. Первый шаг делаем мы, когда совершаем усилие, чтобы уверовать. Но чтобы наша вера была сильна, Господь помогает нам. Как раз это и свидетельствовал отец неисцелимо больного отрока, когда произнес слова: "Верую Господи, помоги моему неверию". Вот он веровал, хотел веровать и понимал, что без веры сделать ничего нельзя, даже в том земном, что он хотел получить - в исцелении своего сына.  Все это происходит и сейчас - не только в смысле того, что совершается в мире. Речь идет о немощи нашей веры. Господь и нас называет медлительными и косными сердцем. Мы тоже порой страдаем, как этот отрок, от глухоты, потому что поражены болезнью греха и мучительно ищем от нее избавления. А часто мы не слышим, потому что не хотим слушать. И Господь говорит, что немощь нашей веры связана с ослаблением нашей молитвы. "Все возможно верующему" - всемогущей силой Божией. В наших отношениях со Христом многое зависит от нашей веры, и многое обещается вере. "Веруешь ли сему?" "Если сколько-нибудь можешь веровать" , - твое окамененное сердце смягчится, и твои духовные недуги будут исцелены. И как бы ни был ты немощен, ты можешь устоять до конца. "Верую" , - говорит несчастный отец. "Пусть слабость моей веры не станет преградой для исцеления моего отрока". И он добавляет молитву о помощи, чтобы более твердо уповать на спасение Христово: "Помоги моему неверию" . Кто жалуется на неверие, должен обращаться ко Христу, чтобы Он помог ему. И довольно будет благодати Его. "Помоги мне преодолеть мое неверие, дай мне благодатью Твоей недостающее моей вере - силу, в немощи совершающуюся". Без веры ничего нельзя было сделать. И без веры Господь не может свершать над нами ничего. В Евангелии написано, что по неверию своих соотечественников, которые жили в Капернауме, Он не мог совершить там никаких чудес, потому что Божья воля откликается только на склонение воли человеческой. Лишь когда человек открывает свое сердце, Господь может туда проникнуть. Но когда хочет человек стяжать эту веру, то та греховная преграда, которая стоит между ним и Богом, не дает пройти путь от его желания до воли Бога. Однако Господь протягивает нам руку, как Он протянул ее этому человеку, который взмолился Богу о даровании ему веры. Господь дает нам все. Мы можем только хотеть, понимая, что наши силы немощны, и исповедуя перед Богом свою немощь. Тогда Господь даст нам, то, что мы можем получить. Потому что "сила Божия в немощи проявляется", как говорит Апостол Павел. И только таким путем можно идти. Только путем борьбы с собой, в желании угодить Богу, исповедании своей немощи и испрашивании помощи Божьей. Таким путем шли все преподобные отцы, включая Иоанна Лествичника. Таким путем шел и отец отрока, испросивший себе веру совершенную. Таким путем должны идти и мы для того, чтобы стяжать те венцы, которые Господь уготовал нам в Царствии Небесном. Спаситель говорил, что человеку много не нужно. "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. … Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том" (Лк. 12:22,30). Все необходимое даст Господь. Молитва с духовной стороны, а пост с вещественной, плотской, показывают нам, что все потребное для нас заключается в очень немногом. А все остальное мешает нашей жизни, правильному развитию, препятствует быть близкими Богу, засоряет нас как в духовном плане, так и в вещественном, и в этой суете наша жизнь проходит совсем не так как должно. Мы забываем о Боге, о любви к Нему. Вся наша любовь уходит только на собственное пресыщение, свои желания, старания себя самих насытить как плотски, так и духовно, но совсем не благодатью Божией, а тем, что нас оскверняет и унижает как людей .Сегодня Церковь нам говорит, что пост и молитва для человека являются спасительными, когда человек подходит к этому с умом, понимает, что ограничение как внутреннее, так и внешнее необходимо, чтобы свою душу не исказить, не обезобразить и не превратить себя в подобие мусорной свалки. Это нужно для того, чтобы в чистоте души и сердца приближаться к Богу, пребывать с Ним и в любви к Нему. Если человек достигает этого, то он совершенно по-иному смотрит на себя, на свою жизнь, у него появляется множество добродетелей. Он обретает смирение, потому что видит величие Божие и свое ничтожество. Поэтому все святые считали себя великими грешниками, а великие грешники всегда считали себя, по крайней мере, "хорошими людьми" . Но, чтобы правильно познать и осознать себя, нужно пройти долгий путь внутренней борьбы, и пост является просто символом нашей внешней чистоты, а молитва - внутренней. Для человека, очищенного как внешне, так и внутренне, легко и радостно общение с Богом, он достигает заложенного Творцом предназначения, обретает внутренний мир и покой  .Постараемся, дорогие братья и сестры, дни поста провести так, чтобы очистить свои мысли, сознание и понять, что в земной жизни нам не так уж много надо для того, чтобы провести ее достойно, стать настоящими небожителями и пребывать с Богом в вечности. Постараемся,  чтобы время поста для нас не прошло напрасно, а приложим усилия для того, чтобы наш христианский подвиг помог нам подняться хотя бы еще на одну ступень ближе к Богу, познать себя внутреннего, греховного, мерзкого, увидеть любовь и благодать Божественную, которая нам помогает освободиться от власти страстей и грехов, и стараться возвышаться над земным и страстным. Аминь.

Настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку