Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Животворящий Крест Господень

Святая церковь в середине поста выносит нам для поклонения Животворящий Крест Господень . Для тех, кто постится, борется с собой, со своими грехами, - чтобы поддержать, укрепить в благих намерениях, в их подвиге. Для тех, кто не начал эту борьбу, - чтобы напомнить о том, что человеку необходима победа над грехом и очищение от страстей. Четыре раза в году поклоняемся мы животворящему  Кресту Господню. Один раз - во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест, вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы живоносному Господню Кресту. Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла, с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к поклонению Кресту Господню? Крест имеет великую силу. Церковь к Кресту Христову обращается как к живому существу, имеющему великое могущество, большее, чем у людей, даже большее, чем у ангелов.

Крест Христов охраняет нас, всю нашу жизнь, начиная с крещения. Изображая крестное знамение, мы освящаем все вещи, воду, миро, елей, все, что существует на земле, осеняем себя для защиты от нечистой силы. Наш крест - это смирение, послушание Богу, это отвержение наших устремлений к каким-то наслаждениям, греху, это преодоление себя, своих страстей. Жизненные трудности борьбы с собой гораздо менее тягостны, чем те мучения, которые испытывает человек, не борющийся с собой, а страстный, греховный. Грехи и страсти тоже мучают человека. Эти мучения гораздо более страшные, более сильные, нежели борьба с ними. Поэтому Церковь нам и предлагает самое необходимое оружие, помощь, защиту в нашей жизни.  Поклонение Кресту совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь, вечную жизнь. Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги! Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией собственной жизнью, надо все пересмотреть. Чтобы уразуметь Божественную любовь к нам нужно отрекаться от себя. Поэтому Господь в Священном Писании и говорит: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Это отречение от самолюбия, от гордыни, от наших страстных желаний, от непослушания Богу, от самооправдания. Это отречение тяжело для каждого из нас. Это самоотречение и есть наш жизненный крест. Любовь всегда найдет свое проявление. И ненависть тоже всегда находит свое проявление. Если мы любим Бога, то любим Его в любых обстоятельствах: и в болезни, и в молодости, и в старости, и в невзгодах, и в лишениях эта любовь не прекращается. А если ее нет, то ее нет никогда. Ее нет ни в молодости, ни в старости, наша жизнь проходит напрасно. Но мы, конечно, всегда найдем оправдание нашему нежеланию трудиться ради Бога, любить Его. Но себя и, тем более, Бога обмануть нельзя. Человек, который начинает трудиться ради Бога, любить Его, осознает то, что большей радости и смысла в жизни нет, чем любовь к своему Творцу и труд ради Него. Это самая большая радость, которую может человек получить, пребывая на земле, или может лишится ее. Тогда ему жизнь становится в тягость, его ничто не устраивает, он ропщет, всем недоволен. Он не живет, а мучается, не наслаждается жизнью, а страдает от нее. Все зависит от нас. Мы сами себе создаем эти страдания, сами себя мучаем, забываем, что Господь показал нам образец любви к Нему . Ведь почему именно Крест? Потому что он свидетельство необыкновенной любви Бога к нам, и никак по-другому эту любовь нам нельзя было показать.

Никогда бы человек без Страданий Христа не понял, насколько он должен любить Бога, и насколько Господь нас любит. Никогда бы мы не поняли без Крестных Страданий Спасителя, что наша жизнь заключается в любви к Нему. Церковь как чадолюбивая мать напоминает нам о смысле нашей жизни. Этот смысл состоит в том, чтобы мы ответили на любовь к Богу, поняли, что наша радость, успокоение души, наша вечность зависят от наших трудов и борьбы с самими собой. И тот земной мир, которым мы наслаждаемся, который Господь сотворил для нашего блага, должен нам только показывать еще больше, насколько велика любовь Божественная. Этот мир не наша собственность, а он содержит в себе любовь Бога к нам. В каждой травинке, в каждом животном, в каждой птичке, в каждом движении воздуха эта любовь проявляется. Святые ощущали Божественную любовь, видели Бога во всем, потому что их любовь к Нему открывала им величие любви Божественной к нам. И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши, привычные оценки ложны. Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость Бог ему обещал - и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же день оказался со своим Спасителем в раю. Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой Божественной любви.  Будем знать, дорогие братия и сестры, что Крест Христов - это наше первое величайшее оружие и помощь, что мы имеем такую силу, такое могущество и заступничество на земле, которое не имеет никто! Поэтому мы его прославляем, почитаем, поклоняемся, лобызаем. И этот Крест, ограждая нас всю жизнь, защищает и доводит до нашей кончины.  Взирая на Крест Господень, попросим, чтобы Господь всегда нам через крестное знамение оказывал Свою благодатную плодотворную помощь, и тогда наша борьба со страстями, наша жизнь в этом греховном мире будет и радостной, и не такой утомляющей. Будем чаще вспоминать, что у нас нет столько тягот и болезней, сколько силы и помощи Божией. С нами вместе как бы живет Господь, пострадавший на Кресте, претерпевший скорби за нас. Он вместе с нами и сегодня терпит наши страдания, обретается всегда рядом с нами. Вознося наши молитвы, прославляя Крест Господень, попросим Бога, чтобы Он  Своей Божественной силой, силой Своего Креста, помог нам преодолеть себя, свои страсти, очистить свое сердце, чтобы достойно встретить Его Воскресение. Сегодня, прославляя Крест Христов, любовь Бога к нам, постараемся не забывать о том, что смысл нашей жизни состоит только в одном: в ответной любви к Богу в любых жизненных обстоятельствах, в любых условиях, в которые мы сами себя ставим. Если в нас нет ответной любви к Богу, то нужно трудиться над собой, не забывать о Кресте. Потому христианин и носит на себе крест, чтобы всегда помнить о том, к чему мы призваны, и ни на одно мгновение не забывать об этом. Постараемся возлюбить Бога и нести свою любовь к Нему по жизни, борясь со своими греховными пристрастиями, чтобы сподобиться вечно пребывать с любящим нас Господом .Аминь.

Настоятель Храма Михаила Архангела протоиерей Уточкин Роман Леонидович


Назад к списку