Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Торжество Православия

"Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18).

Сегодня особый день — день Торжества Православия, день торжества Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Церкви торжествующей — небесной и Церкви воинствующей — земной. Не случайно этот праздник совершается в первый воскресный день святого и Великого поста. В VII, VIII и IX веках Святую Церковь охватила иконоборствующая ересь. Ее сторонники, не понимая смысла и значения иконы для человека, отвергали иконы и считали тех, кто поклоняется им — идолопоклонниками. Эта ересь восставала против почитания святых икон, святых изображений, которые были приняты в Христовой Церкви ещё во времена святых апостолов. Эта ересь свирепствовала более 100 лет.  Многие христиане за свое исповедание веры, были гонимы, а некоторые из них претерпели мученическую кончину. Однако, к сожалению, были и такие христиане, которые так же отвергали иконы .Главный удар был направлен против монашества и монастырей, поскольку среди почитателей икон особенно много было монашествующих. Это те люди, которые всецело посвятили свою жизнь служению Богу, именно монашество являлось оплотом Православия. Многие монахи изгонялись из монастырей. Почитателей святых икон даже казнили. Тех людей, которые писали иконы, заставляли отрекаться от этого богоблагословенного ремесла и всячески поносить святые иконы. Если человек отказывался это делать, то ему грозила смертная казнь. Но с Божьей помощью те люди, которые хранили истину Православной веры – монахи, подвижники, простые миряне, епископы и священнослужители – смогли отстоять и доказать необходимость и правомерность почитания священных изображений. Святая Церковь смогла отстоять своё право на почитание святых икон потому, что это не почитание какого-то изображения. Через почитание святых икон Церковь провозглашает догмат о Боговоплощении, о том, что Бог пришел в мир, что Бог воплотился на земле, то есть стал видим и осязаем. И люди, лишённые в течение многих веков общения с Богом, смогли увидеть Бога в лице Господа нашего Иисуса Христа. Почитая священные иконы Церковь, конечно, почитает не сами доски, и не те краски, которыми изображены Господь, Богородица и святые угодники, а почитает именно Господа, именно Пречистую Его Матерь и святых угодников Божиих. Церковь, воздавая поклонение образу, восходит к Первообразу. Сам Бог являлся первым иконописцем — это мы знаем из Священного Писания; что первым человеком, написавшим иконы Пресвятой Богородицы, был апостол и евангелист Лука. Так же мы хорошо знаем, что Сама Царица Небесная, когда увидела эти образа, сказала, что благодать и сила будут пребывать с этими образами. И мы неоднократно убеждались на личном опыте в истинности этих слов. Для каждого православного икона есть источник исхождения Божественной благодати. Мы сами это чувствуем, будь то икона Спасителя или Божией Матери, или того или иного святого. Все мы знаем икону Божией Матери Иверская. Этот образ претерпел много гонений и истязаний. Достаточно вспомнить, что кровью Богоматери был омыт грех воина-иконоборца, который пронзил эту икону своим копьем. Поэтому-то на этой иконе Матерь Божия изображена с капельками крови на ланите. У каждого верующего есть свои по тем или иным причинам особо почитаемые образа. И, придя в храм, мы стремимся задержаться именно у них, преклонить колена, возжечь свечу, молитвенно сосредоточиться, чтобы вознести свой ум к Богу, и через этот образ обратиться к Первообразу, испрашивая Его милости. И так часто мы получаем просимое! Но милость Божия не выбирает какие-то особые иконы. Кто-то может подумать, что если икона древняя, то она особо благодатная. Конечно, древний образ более намолен. Трудно себе представить, сколько верующих приходили к нему с мольбой о помощи, о поддержке — и в горе, и в радости. Прикладываясь к такому образу, чувствуешь особую теплоту, исходящую от него. Но и современные образа являются источниками Божественной благодати. Достаточно посмотреть на икону Божией матери «Скоропослушница», которая находится в нашем храме. А ведь она написана совсем недавно!
В 787 году по Рождестве Христовом прошел VII Вселенский собор, на который прибыли представители поместных Церквей со всех значимых тогда городов Византийской Империи, и именно на этом соборе было восстановлено иконопочитание. Была восстановлена истина веры Христовой. Благодаря этому событию и было положено в первое воскресенье Великого поста празднование в честь Торжества святого Православия.

Церковь, созданная Спасителем, является Богочеловеческим организмом. Все, что Господь совершил ради спасения человека, хранится в Церкви. Священномученик Ириней Лионский, ученик святых апостолов, говорил: "Как богач прячет золото и драгоценности в сундуке, так и святые апостолы все, что слышали от Христа, вложили в святую Православную Церковь". Это огромное богатство до сих пор находится в лоне церковном, и мы имеем радость и счастье пользоваться многими благами. Церковь, пребывающая на земле, всегда была воинствующей. Зло никак не могло примириться с тем, что оно побеждено и всегда пыталось разрушить Ее.
Сначала зло пыталось разрушить Церковь более внешне. Первые три века, как мы знаем, лились реки христианской крови, было множество гонителей, мучителей. Христиан всячески пытались заставить отречься от Христа. Множество было мучеников. Но мы знаем, что как человек, так и Церковь имеет не только внешнее, но и внутреннее содержание. Внешность зачастую - это просто иллюзия жизни, можно сказать даже, больше обман. На самом деле жизнь как Церкви, так и человека происходит внутри. Также и церковная жизнь проходит не столько внешне, сколько внутренне, поэтому зло стало пытаться разрушать Ее изнутри. Появились многие ереси, отвергающие Христа, Его Божество. Много было всякой хулы на Церковь, на Бога. Тем самым хотели отделить Бога и внутреннее благодатное содержание Церкви от внешнего Ее устройства, потому что, если Христос не Бог, то тогда Церковь превращается в простой человеческий организм. Без Таинств и благодати Ее внешняя жизнь была бы лишь иллюзией и не имела для человека спасения от греха и смерти. В таком случае Церковь просто сама собой бы умерла.
Зло никак не могло понять, что, распяв Христа, убивая Его последователей-христиан, оно уже побеждено, потому что Христос воскрес, и это означает вечную победу над злом, над земным, над страстями, над грехами. Воскресение Христово нельзя уничтожить, оно вечно, и победа над злом также вечна. Напрасно многие ересиархи, гонители и отступники, подобно Юлиану Отступнику, метали песок в небо, потому что на самом деле побежденное зло ничего не могло сделать с воскресшим Христом и Его последователями. Все ухищрения были как песок, брошенный в небо.
Много было ересей, и последняя из них, осужденная VII Вселенским Собором - ересь иконоборческая. У зла не получилось уничтожить Церковь как внешне, так и внутренне, не вышло отделить христиан от Христа, ибо Сам Господь сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 16:4). Тогда оно попыталось нанести вред, ущерб Церкви, возводя хулу на святые иконы, на мощи угодников Божиих, на тех святых, которые своими подвигами и пролитой за Христа кровью запечатлели любовь к своему Творцу. Но эта ересь была осуждена, и после VII Вселенскгоо Собора, когда, собственно, и появился сегодняшний праздник Торжества Православия, все остальные ереси, которые появлялись в течение многих столетий и до сего дня, являются просто повторением тех ересей, которые были уже когда-то осуждены Вселенскими Соборами.
Живя сегодня в Православной Церкви, благодарим Бога за то, что Господь оставил нам такое сокровище, и мы можем внутренне приобщиться к нему, принять в свою душу Спасителя Христа. Как мы знаем, Он всегда стоит у двери нашего сердца, как сказано в Священном Писании: "Се, стою у двери и стучу" (Откр. 3:20). Мы можем с Ним общаться в Таинствах, созерцать необыкновенную красоту Богослужения, наслаждаться иконописью, которая изображает людей, возвышенных над всем земным, внешне имеющих плоть, но внутренне духовно вознесенных до Небес. Нам предстоит тот же подвиг забвения внешней жизни и приобщения к внутренней духовной благодати, потому что красота, рай и Господь начинаются в сердце человека. Внутри нас рождается то общение с Богом, которое нас преображает, украшает и возносит от земли к Небу. Существует это только в Православной Церкви, потому что чистота, хранимая Церковью, незапятнанная никакими человеческими измышлениями и страстями, излишними человеческими умствованиями, не проникла сюда. Конечно, и сейчас в Церкви появляются разные ложные мнения и учения. Никогда Церковь не будет спокойно пребывать на грешной земле. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что время спокойствия в ограде церковной более опасно, чем время гонений, потому что во время спокойствия забываются коварства, которые готовит наш враг. Он никогда не перестает бороться с Церковью, и эта борьба будет вечна до второго пришествия Спасителя. Но в то же время мы храним Божественную благодать, приобщаемся ей и знаем, что, если мы будем изучать святоотеческия творения, отрешимся от многих сегодняшних веяний, которые пытаются отрицать пост, молитву, христианский подвиг, саму любовь ко Христу и еще что-то, без чего Церковь никогда не существовала и не будет существовать. У нас есть возможность разобраться в этих измышлениях, сравнить их с тем, что хранится в Церкви и всегда узнать истину.
Много было и будет всяких чудес в святой Православной Церкви, которые доказывают ее истинность и благодатность. Если мы с любовью приступаем к Таинствам, хранимым и совершаемым в Церкви, участвуем в молитве церковной, то эта благодать касается и нашего сердца. Мы здесь, в Православной Церкви, можем приобщаться плодам, которые Господь даровал нам через Свою Смерть и Воскресение, и имеем возможность еще здесь, на земле, воспринять Небесную благодать. Аминь.

Настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Роман Уточкин.

 


Назад к списку