Великий пост
Сегодня Святая Церковь и все мы сделали первый шаг, очень важный, на таинственном долгом покаянном поприще Великого поста. Душа каждого из нас после чтения канона преподобного Андрея Критского окунулась в глубокую молитвенную великопостную атмосферу. Это время борьбы с духом праздности, уныния, любоначалия и празднословия - слова молитвы преподобного Ефрема Сирина мы будем слышать ещё долго, и она глубоко проникнет в наше сердце.
Великий пост - это удивительная возможность для каждого из нас, для каждого члена Церкви, вырваться из мертвящей суеты, из беготни, болтовни, вечной погони за какими-то непонятными ценностями. Это время борьбы со множеством поработивших нас страстей, грехов, пороков, гнездящихся в нашем сердце. Когда человек находится в рабстве этой добровольной суеты, в рабстве у духа времени, тогда ему часто кажется (потому что он живет без молитвы, без благодати), что Бог где-то далеко, и что весь мир как бы соткан из холодных льдинок равнодушия и скуки. Но каждый из нас знает, что стоит только заставить себя хотя бы на минуту остановиться, оторваться, задуматься, взмолиться, поднять свое сердце ,горе к Богу, то тогда человек сразу поймет, что Бог, Его любовь и Вечность - все удивительно близко! Великий пост - это возможность для каждого из нас остановиться в нашей бесконечной спешке и все-таки подумать о Вечности. Великий пост, как его называют святые отцы, - это удивительное пространство любви, доброты, милосердия, снисхождения к ближним, это пространство покаянной молитвы, сокрушения, памяти смертной. Все эти понятия для нас близки, мы каждый день их слышим, читаем в Святом Евангелии, Церковь ежедневно говорит нам о них.
Но все-таки, как сделать, чтобы все это прочитанное, услышанное, стало по-настоящему достоянием нашей души? И чтобы это был не какой-то благочестивый муляж духовной жизни, а настоящая жизнь? Это, конечно, очень трудная задача. Но в помощь нам дан пост - уникальная возможность не упустить самого себя, сделать маленький шаг навстречу своей душе. Как же сделать, чтобы эта удивительная встреча человека с собственной душой состоялась? Святая Церковь всегда, и особенно в эти покаянные дни, глубокие, таинственные, и в тоже время радостные, каждый день на Богослужениях будет напоминать нам о самом главном - об искании Царствия Божьего в своем сердце, о необходимости стяжания Святого Духа, Духа любви, мира, радости. Эта задача необыкновенно тяжела потому, что человеку легче сосредоточиться на чем-то внешнем, и во время поста тоже, - на меню, на отказе от какой-то пищи, телевизора, от каких-то удовольствий своих, от походов в какие-то развлекательные учреждения и т.д. Это, безусловно, важно, но мы должны понимать, что глубина нашего делания заключается не только в этом.
Наша Церковь - это опыт вечной жизни, который начинается ни в какой-то абстрактной плоскости, а уже сегодня, сейчас, здесь и в этом конкретном человеческом сердце.
Человеку, который потерялся в этой жизни, был обманут ложными установками, идеями, которых так много витает в мире, Церковь возвращает ощущение уникальности, подлинности, глубины его жизни; то ощущение, которое может дать только вера, только Христос и Церковь.
Великий пост не должен быть для нас внешним. Это не нахмуренность, а внутренняя сосредоточенность, это не отказ от каких-то лакомых брашен, а отказ от нелюбви, отказ от осуждения, от вражды, злобы, скуки, отказ от равнодушия, и других страстей, поселившихся в наших сердцах. Пост - это то зеркало, в котором каждый из нас должен с помощью воздержания и покаяния увидеть свои притаившиеся страсти. Пророк Исаия говорит: "И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым. Идущие этим путем, даже неопытные, не заблудятся". Пост - это очень нелегкий путь, на котором мы сегодня сделали только первый шаг, но цель этого пути удивительна, красива, глубока и очень вдохновенна. Эта цель - святая Пасха Христова.
Мы должны попросить прощения у Бога и друг у друга. Евангелие говорит нам: если вы не прощаете согрешений ваших ближних, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). То есть все наши посты, молитвы, хождение в церковь, другие наши добрые дела будут напрасны, если мы не очистим свое сердце, примирившись с нашими ближними. Легко сказать: «прости» и ответить: «Бог простит». Нетрудно это сделать перед человеком, против которого у нас ничего нет на сердце, с которым мы не ссорились, к которому мы расположены, и трудно, и сложно, когда в сердце есть неприязнь, а может быть и обида. Но в этом-то случае мы и должны сокрушить самих себя. Потому что виновниками наших жизненных сложностей и неприятностей являются часто не только наши ближние, наши недруги, но и, прежде всего, мы сами. Мы должны исторгнуть из себя самость, вырвать самолюбие и поставить себя пред Богом – а пред Богом, мы знаем, не оправдается никакая тварь (ср. Пс. 142, 2). Поставить себя пред ближним и осознать, что не только он виновен пред нами, но и мы виновны пред ним, и еще в большей мере. И тогда мы сможем достичь истинного покаяния и истинного исправления своей прежней греховной жизни. Потому что покаяние подразумевает исправление. И вот нам дается это спасительное время, чтобы мы с Божией помощью исправили самих себя. А для этого нужно стяжать чистое сокрушенное сердце. Иначе же – кончится Пост, и мы выйдем из него, сокрушаясь тому, что совсем не изменились. Будем же просить Бога, чтобы в этот вечер Он дал нам сердце милостивое, сердце сокрушенное, сердце окаивающее нас самих. Мы вступаем в это спасительное время, чтобы, пройдя поприще Поста, прославить Господа Воскресшего. Да поможет нам всем в этом милостивый наш Господь!
Прежде, чем встать на путь исправления, сокрушения о своих грехах, на путь поста, Церковь нам напоминает, что наша жизнь и конец нашей жизни - это Царствие Божие, это единство с Богом и со своими ближними. Постараемся сегодня чистосердечно начать исправление себя с примирения со своими ближними, чтобы грех и ненависть, которые нас разделяют до сего дня, оставили наше сердце, нашу душу. Потому что, если мы не изгоним из своего сердца злобу и ненависть, то в злохудожную душу не может войти Господь, не может войти благодать Божия. Сегодня необходимо нам, примирившись как Закхей со своими ближними и обиженными нами и ,проведя Великий пост в печали и сокрушении о своих грехах ,подобно мытарю в печали внутренней, не показывая этого внешне, в то же время, ограничив себя в пище, чтобы через борьбу и брань внутреннюю с собой как блудный сын прийти к Богу, соединиться с Ним в Его Царстве Любви. Для нас время поста тоже должно быть временем радости, которое нас возвышало бы над страстным, греховным, приближало к Богу. Во время поста мы должны исполнять непосредственную задачу всей своей жизни: быть с Богом, рядом с Ним, наслаждаться Его благодатью и благодатными дарами. Сегодня Церковь нам вновь напоминает о том, для чего мы сотворены, что жизнь скоротечна, и каждый день не такой как другой, время нашей жизни нам дано для того, чтобы полюбить Бога и в этой любви к Нему перейти в жизнь иную. Постараемся использовать время поста для того, чтобы и нас посетила благодать Божественная, и мы совершили малое движение к Богу, может быть, еще и не проявили чистую искреннюю любовь к Нему, но, по крайней мере, попытались себя смирить и осознали, для чего мы живем на этой грешной земле. Аминь.
Настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку