Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

15 февраля по новому стилю Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Спасителю понадобилось прийти в мир к человеку, потому что люди совершенно забыли Бога, ушли от Него. Когда-то в раю люди лицезрели своего Творца, общались с Ним, разговаривали, получали знания, но это время быстро кончилось. И произошло это по одной простой причине: между человеком и Богом встал грех непослушания Творцу. Выросла стена отчуждения, страстей, которые бесконечно удалили человека от Бога. Люди забыли жизнь по заповедям Божиим, что нужно слушаться Творца и Создателя. Эту стену, которую сам воздвиг, человек разрушить не мог. Только Господь мог разрушить греховную стену, чтобы человек опять имел возможность соприкасаться с Творцом, собеседовать с Ним. В Ветхом завете, мы знаем, были святые праведники, которые общались с Богом. Это Моисей, получивший заповеди от Бога на горе Синай, пророк Илия и другие праведники.
После исполнения дней очищения, по истечении сорока дней, Божия Матерь по обычаю иудейскому принесла своего первенца в Иерусалимский Храм. Эта традиция велась со времен построения Храма: тогда все старшие сыновья, первенцы, должны были трудиться на этом строительстве, что-то сделать для постройки Храма в Иерусалиме. Когда Храм был построен, благоукрашен, эта необходимость отпала, а традиция осталась: родители стали приносить жертвы за первенцев. Богатые приносили большую жертву, бедные - малую: двух горлиц, голубей, которых впоследствии отпускали на свободу. Божия Матерь принесла за своего Первенца двух горлиц. Она внесла Бога в Храм Божий в виде Младенца, и здесь Его встретили праведный Симеон Богоприимец и праведная Анна. Тысячи лет люди ждали Спасителя, освободителя от плена греховного. Ждали все народы, о чем свидетельствует поклонение волхвов. И вот Он пришел в Иерусалимский Храм, а встречают Его лишь два престарелых человека. Старец Симеон был один из тех, кто переводил Священное Писание, книгу пророка Исаии с еврейского на греческий язык. Когда перевод коснулся предсказания Духа Святого, что "Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14), Симеон засомневался, посчитал, что это ошибка: как может Дева родить? И стал исправлять. Тогда, как сказано в Евангельском повествовании, Дух Святый сказал ему, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа и не примет Его на свои руки. Он очень долго жил, около трехсот лет ждал этого времени. За это время он многое понял, осознал величие Божие и безумие ума человеческого, смирился перед Богом и жил по воле Божией. Дух Святой сказал ему, когда необходимо идти в Храм. Здесь Симеон Богоприимец, сказал слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром" (Лк. 2:29). Эти слова каждый день читаются или поются в храме, напоминая нам о вечности, о том, что и у нас будет кончина. Но будет ли она мирной - это зависит от нас. Будет ли она такой, как у Симеона, увидевшего Бога, принявшего Его на свои руки, соединившегося с Ним и предавшего Ему свою душу?
Человеку всегда кажется, что его кто-то ущемляет, и в первую очередь, конечно, Господь. Свободу он понимает в том, что не будет слушаться Бога, станет с Ним воевать, проживет не в мире, а во вражде, но зато свободным, как он считает. То есть дух противления проявляется в нас постоянно. И в нас он бывает с самого рождения, с самого зачатия. Наше противление Богу и называется первородным грехом или наклонностью ко греху. Это так называемый дух свободы, а на самом деле, дух противления, дух диавольский, дух борьбы с Богом. Через это проходят все люди. Ни одного человека не было на земле и не будет никогда, который не прошел бы через это испытание и вышел или побежденным или победителем.
Поэтому Симеон, понявший за долгие годы суть своей жизни, и говорил, что "лежит сей на падение и на восстание многих" (Лк. 2:34). Он был уже старцем, когда переводил Священное Писание, но дух свободы, дух противления властвовал над ним. Он знал, что переводит Священные Книги. Он был ученым, знал, что Дух Святой диктовал каждую букву, каждое слово пророку Исайе. И вдруг он восстал против этого как неразумное малое дитя. Он посчитал, что его человеческий разум выше благодати Божией. И тогда, как сказано в Священном Писании, Дух Святой сказал ему, что он не умрет, пока сам не познает все на себе. "Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк. 2:26). И вот он жил долгие триста лет и понял, что без воли Божией совершенно ничего не совершается, никакое слово Божие не пропадает, все в точности исполняется, и никакие наши желания бороться с Богом не приносят нам пользы, а только вредят. Всякое желание так называемой свободы, господства разума оказывается безумием перед Премудростью Божией и Духом Святым. Хотя мы и рождаемся с зачатками противления воле Божией, стремимся к так называемой свободе или торжеству глупости над нами, торжеству нашего человеческого безумия, но цель наша заключается в том, чтобы наша жизнь закончилась, наконец-то, миром с Богом. Чтобы мы рано или поздно осознали, насколько мы немощны, неразумны, слабы перед благодатью Божией, чтобы мы покорились ей, и для нас общение с Богом, послушание Ему, исполнение Его воли было радостью. Тогда наступает уже здесь, на земле, мир с Богом в душе.
В нашей жизни тоже часто бывает так, что Господь встречается с нами не тогда, когда нам весело, радостно, когда мы на подъеме, когда у нас что-то ладится на работе или когда нас обуревают страсти, а тогда, когда мы одиноки. В этом одиночестве мы опускаемся на колени, молимся Богу в тишине своего сердца, ума, души и вдруг чувствуем какую-то невыразимую радость. Это и есть встреча с Богом, потому что Господь - это Любовь, как сказано в Священном Писании, а Любовь всегда ищет встречи с предметом своей любви, с нами. И эта встреча может произойти неожиданно. Сам Господь сказал: если кто-то накормит голодного, то Меня накормил, если напоит жаждущего, то Меня напоил. Если оденет кто-то нагого, значит, одел Самого Спасителя, если посетит заключенного в темнице, значит, посетил Самого Господа: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Иоанн Златоуст пишет, что когда человек делает какое-либо добро, то рядом всегда присутствует Господь и принимает жертву. Человек, делающий добро, встречается с Богом и получает в душе своей радость от Божией благодати. Мы все ощущаем это в своей жизни, и особенно часто Господь встречается с нами здесь, в храме. Всякое служение, работа в храме - это служение именно Богу. Ту радость, которую получает трудящийся в храме, не получает в своей душе никто другой. В храме мы встречаемся с Богом и в молитве, и приступая к Таинствам, и лобызая Крест и иконы.
Сегодня, отмечая праздник Сретения Господня, дорогие братья и сестры, будем помнить, что и наша встреча с Богом, как встреча святого праведного Симеона неизбежна. Если мы не поборем наш дух гордыни и противления здесь, на земле, а останемся побежденными, то она будет для нас трагична, печальна, а не радостна. Поэтому постараемся, следуя примеру святого праведного Симеона и многих святых, смирять себя перед Богом, жить по Его воле, стяжать благодать Святого Духа и встретить кончину в мире душевном. Аминь.


Настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку