Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Крещение Господне

Ныне, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами совершаем празднование великого и спасительного праздника Святого  Богоявления или  Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа . Мы с вами знаем, что именно с этого момента началось общественное служение Спасителя, которое продлилось 3 года до смерти на кресте и преславного Воскресения.
Великий Иоанн Предтеча силой своего слова и примером своей жизни привлекал к себе толпы людей, жаждущих Слова Божьего. Не в городе, не в селении, а в пустыне стекались к нему тысячи и тысячи людей. И вот среди этой толпы является Тот, Кто сам является Творцом Вселенной. Обещанный и ожидаемый много веков израильским народом Мессия, который пришел спасти всякого кающегося грешника. Мы с вами знаем, что проповедь Иоанна Предтечи была направлена лишь к одному - к приготовлению пришествия Иисуса Христа через покаяние. Вся проповедь великого пророка сводилась к одной фразе: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» (Мф 3:2). И многие тысячи людей, которые изголодались духовно, чувствовали свою духовную нищету, приходили к великому Иоанну, исповедуя свои грехи и принимали через него обряд омовения, который называется крещением. Бог, воплотившийся на земле, Господь наш Иисус Христос, не имел на себе никакого греха. Возникает вопрос: зачем же Иисус приходит и принимает крещение со всей толпой кающихся грешников ."Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас". Священное Писание говорит нам сегодня о том, что людям, сидящим во тьме и сени смертной, воссиял Свет велий. Праздник Крещения еще называется Просвещением. Почему? Потому что человек, живущий во грехах, не знающий истинного Бога, находится во тьме, не может понять окружающий мир, для него все, что существует, бессмысленно, и Бог для него тоже является совершенно непонятным. До пришествия Спасителя люди пребывали во тьме неведения, в которой и сейчас пребывают те, кто не просвещен Светом разума. Но Бога познать умом невозможно. Познать Бога, Его Царствие Небесное можно только чистым сердцем. Поэтому первые слова Спасителя для того, чтобы людей привести к Богу и просветить, были слова о покаянии, о внутреннем очищении человека. Потому что только чистые сердцем могут увидеть Бога своими духовными очами, познать мир Божественный, узнать, что такое Царствие Небесное. "Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:14-15).
И действительно само Евангелие нам повествует об этом: Духом Святых великому Предтече было открыто, Кто этот человек, идущий вместе со всеми. Это долгожданный Мессия, ради которого Иоанн живет на земле и совершает свое служение. Евангелие повествует, что сам Иоанн смутился зачем Ему принимать крещение от хоть и пророка, но все равно человека. Иоанн стал препятствовать Иисусу: "мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф 3:14). Но Господь отвечает ему: "оставь теперь, бо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:15). Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только он может иметь надежду достичь Царствия Божия. "Аще кто уверует и крестится, - говорит Господь, - спасется, а кто не уверует и не крестится - осужден будет". Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить.
Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий.
Что это за правда Божия? Почему говорится, что только через Крещение, познание Бога и принятие Христа человек может попасть в Царствие Божие? Не потому, что там ворота закрыты, или туда дорогу не проложили, а потому, что мы не готовы. Потому что в нашем сердце нет этой дороги к Богу. Потому что наша душа накрепко закрыта для Царствия Божия, для Бога, для Его Божественной благодати. Нам, как кажется, хватает земных греховных удовольствий, питания и каких-то развлечений. Для того, чтобы понять себя, осознать высшим творением Божиим, которое выше всего земного, греховного, страстного, которое создано для вечности и пребывания в духовной, а не в плотской радости, нужно пройти какой-то путь. Для этого нужно человека подготовить. И Спаситель поэтому вышел на проповедь для того, чтобы просветить сердца и души людей, через таинство Крещения очистить человека, даровать ему новые возможности: как духовные, так и умственные, способность познавать Бога, а через таинство Покаяния вновь себя очищать. Господь намеренно приходит вместе со всеми кающимися грешниками, чтобы разделить с человеком его грех и его покаяние. Покаяние в Ветхом Завете не приносило должного плода. Всякий ветхозаветный праведник, кающийся в своих грехах, находился в некоем замкнутом круге, потому что человек, раскаиваясь перед Богом не видел выхода; не видел, что может ему помочь ему. Он мог только воздыхать о своих грехопадениях, но исправляться такой человек не мог, потому что не было средства. Все святые шли этим путем. Потому что другого пути нет. Уходишь ли ты в пустыню, в горы, в леса, в монастырь или остаешься дома, заводишь семью - все равно путь один: очищение себя. Для кого-то необходимо закрыться где-то, уйти в лес, а кто-то может взять на себя подвиг не только себя очистить, но и своего супруга, воспитать детей в чистоте, сделать гражданами Царствия Божия. Этот подвиг не меньше, чем подвижничество в монастыре или где-то в пустыне. Это тоже тяжелый труд: труд созидания не только своей личности, но и воспитания ее в своих детях, в своих ближних. Христианин - подвижник, труженик. Христианин тот, кто не боится идти за Христом. Тот, кто старается жить внутри себя, в своей душе по законам Божественным, по законам Царствия Божия, которые принес сюда, на землю, Господь и дал нам возможность приобщиться к Нему. Сегодня, в неделю по Богоявлении или Просвещении, мы должны задуматься о том, просвещены ли наши сердца и души, очищаем ли мы себя, чтобы увидеть Бога, познать Его, подготовить себя к Царствию Небесному. Это главная задача нашей жизни. Она заключается не в том, чтобы приобрести какие-то материальные блага или сохранить свое здоровье. Эти задачи второстепенные. Главное состоит в том, чтобы в нашей душе не появилась проказа греха, болезнь страстей, которые загубят не только наше смертное тело, но и бессмертную душу.
Господь наш Иисус Христос пришел разделить с человеком покаяние и потом, уже будучи распятым на кресте, дать человечеству лекарство от греха через свои страдания, то есть в Самом Себе исправить несовершенство человеческой природы.
И Господь сходит в реку Иордан и принимает крещение от Иоанна. Но Евангелие говорит, что Господь тотчас же вышел из воды, хотя обычно великий Предтеча погружал человека в воду и в этой воде человек раскаивался в своих грехах. Но Господу Иисусу Христу этого было делать не нужно и поэтому Он тотчас же вышел из воды. И сразу же Дух Святой в виде голубя сошел на Него и голос Отца Небесного провозгласил громогласно: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17). И именно в этот момент было новозаветное явление Бога в трех ипостасях: Отца, Сына и Духа Святаго, поэтому праздник Крещения Господня называется также Богоявлением — это явление Бога человечеству.
Если, братья и сестры, кто-то из вас был на Святой Земле, то видел, что из себя представляет Иорданская река. По наши российским меркам это большой ручей с мутной водой. Но эти воды стали великой святыней. И всякий человек, который поворачивает свою жизнь к Богу через принятие Таинства Крещения, в воде, которая также является водой Иорданской, начинает свою жизнь перед Богом с чистого листа. От человека уже зависит, что он запишет на этот чистый лист своей души — добрые дела или дела злые.
Святая вода, по вере Церкви, также дана всем нам во исцеление наших душ и телес. И сегодня, когда мы с вами совершали чин освящения воды, вы слышали слова о том, что каждый приемлющий святую воду получит ее во исцеление своей души и тела. Но вода принесет духовную пользу человеку, лишь при одном главном условии, если он будет принимать эту воду с верой, с молитвой и с покаянием о своих грехах, с желанием исправить свою жизнь. Если же человек возлагает свое упование лишь на саму по себе эту воду без покаяния и молитвы к Богу, эта вода не принесет человеку плода. Можно хоть каждый день выливать на себя ведра освященной воды, но если твоя душа полна греха, если ты не задумываешься о своей жизни, если ты не раскаиваешься и не исправляешься, эта вода будет бесплодной и не даст тебе никакой пользы."Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
Верьте, что Господь сегодня даст вам великую пользу, великое утешение через освященную воду. Но святая вода — это дар Бога нам, поэтому для нас это еще и великая ответственность. Как мы этим даром воспользуемся, как мы и этот дар, и любой другой дар Божий, реализуем в своей жизни всецело зависит от нас. Господь, видя нашу веру, наше благоговение, даст нам радость, утешение. Эта вода послужит во освящение и телес наших, и домов наших, и близких наших. Но мы должны помнить три главных условия для этого- вера, молитва и покаяние. Помолимся Господу, чтобы Господь помог нам в исполнении этих условий. «Верую Господи! Помоги моему неверию». (Мк 9:24)
                                                                                                               Настоятель Михаило-Архангельского Храма протоиерей Роман Уточкин


Назад к списку