Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его (Пс. 26, 4)» — так восклицал святой пророк Давид, жаждавший пребывать в храме Господнем.
Дорогие братия и сестры, трогателен и глубок по значению праздник Введения Богоматери во храм. Она жила в храме и здесь приуготовляла Себя к тому, чтобы стать одушевленным Храмом Бога живого, Вместилищем для Невместимого. Все, что Она там слышала, видела и читала, — все оживляло и орошало благодатью Ее душу. Какой это великий пример для нас, грешных! Все в истории имеет свою причину: каждое событие происходит потому, что ему предшествовали другие, и является их следствием. Мы все знаем, как связан наш маленький мир, связан Богом воедино, как все в нем взаимосвязано. Может быть, какое-то одно событие далеко отстоит от нас по времени и в пространстве, но оно накладывает отпечаток на нашу жизнь, имея порой последствия на многие-многие годы. В настоящее время в храме мы отмечаем события давно ушедшей истории, происходившие две тысячи лет назад и более, удивляемся тому, что когда-то они имели место, забывая при этом, что происходившее в Церкви и совершенное Господом на земле особенным образом касается и нас. Мы отмечаем события жизни Спасителя, Его Пречистой Матери, святых и нам кажется все совершенно необыкновенным, как будто Их жизнь не от мира сего, кажется даже, что это не люди жили, столь непостижимой представляется нам Их жизнь, потому что она недоступна нашему пониманию. На самом деле мы вспоминаем Евангельские события для того, чтобы учиться: учиться жить по жизни Спасителя, Его Пречистой Матери и в своей жизни воплощать хотя бы малое из того, что совершали Они. Великое событие - Девица стала Божией Матерью. Но этому предшествовал огромный труд, огромнейшая любовь к Богу этой маленькой девочки, Ее родителей. Сегодня мы воспоминаем Введение во храм Божией Матери. .
Духовная жизнь истинного христианина отражает в себе жизнь Спасителя, и в ней некоторым образом повторяется священная история. Поэтому всякое новозаветное событие есть и прообраз событий духовной жизни христианина. Так, христианин духовно рождается со Христом или зрит в себе рождение Христа, с Ним распинается, с Ним воскресает, и на всякого христианина снисходит Святой Дух. Но как явление Спасителя было предварено определенными событиями, так и духовное рождение христианина требует некоего предварения. Мы, если хотим, чтобы в сердце нашем явился Христос, должны готовиться к этому, также войти в храм и укоренить свою жизнь в жизни Церкви. Как святые Иоаким и Анна посвятили Богу вымоленную у Господа Святую Деву, привели Ее, поставили на первую ступень храма, а далее Она Сама поднялась по довольно высоким ступеням, так и мы посвящаемся Богу в таинстве крещения, миропомазания, воцерковляемся. Таким образом введенные во храм, мы как бы поставлены на первую ступень спасения. А далее мы сами при помощи Божией, своими подвигами должны восходить вверх, возрастать духовно, в меру возраста Христова, чтобы вместе с апостолом Павлом сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Первосвященник Захария ввел Пресвятую Деву в алтарь ветхозаветного храма, во Святая Святых, куда сам он мог входить только один раз в год. Это учит нас тому, что и мы должны входить в самые потаенные уголки своего сердца, ибо только там мы можем встретить Бога. Входя в храм Божий, надо и самому быть храмом Бога. Мы приходим в храм и не замечаем здесь Бога, Его присутствия, ведем себя порой небрежно, приносим сюда в жертву Богу часто то, что нам не нужно. И Церковь показывает нам на примере Богоизбранной Отроковицы, как нужно относиться к храму .Ведь мы сотворены для того, чтобы стать вместилищем Духа Всесвятого — в этом и цель жизни нашей на земле. А святой апостол Павел вообще христианина считает храмом Божиим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Поэтому он так строго говорит далее: «Если кто разорит [по-славянски «растлит»] храм Божий [то есть свое тело и душу], того покарает Бог» (1 Кор. 3,16-17).
Чтобы это могло осуществиться, чтобы стать храмом Бога Живого, нам надо прежде всего возлюбить чистоту, смирение и девственную жажду Бога, все то, что несравненной красотой воссияло в Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим. Надо подражать Ей во всех добродетелях, и прежде всего в Ее всецелой преданности воле Божией: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38). Подражать Ей в величайшем смирении, трудолюбии, подражать в чтении слова Божия, в богомыслии и, наконец, в Ее безропотном терпении. Ее земная жизнь была преисполнена скорбями, несением тяжелейшего креста, всяческими лишениями и бедами, которые Она терпела со Спасителем и которые завершились Голгофой. Хотя Она не была распята на кресте, но Ей Самой оружие прошло душу (См.: Лк. 2, 35). Матерь Божия претерпела крестные страдания, когда видела Сына Своего, распятого на кресте. Но, невзирая на такой жизненный крест, Она никогда никому не жаловалась, никого не обвиняла, не роптала и не осуждала, а терпеливо несла его, предавалась во всем Господу. Достичь подобных добродетелей мы должны и можем пребывая в храме Божием. Потому богослужение этого праздника более всего говорит нам о «Боговместимом храме Богородицы» и о «храме Господнем. Только в храме Божием может найти покой душа наша. Каково же значение христианского храма, в котором, во исполнение повеления Господня ежедневно приносится святейшая бескровная жертва и в котором через крещение принимают в Церковь Христову, посвящают Богу. В нем мы проводим всю жизнь. В нем нас отпевают, отсюда провожают в вечную жизнь. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианин, люби храм Божий, это великое счастье дано тебе от Бога, это — рай на земле, это — училище благочестия. Постоянно посещай его и воспитывай в нем свою душу для вечной жизни».
Ее подвиг учит нас, учит тому, чтобы мы подражали Божией Матери и, возлюбив Бога, старались нести в Храм самое дорогое, все самое лучшее, посвящать свои силы, свою крепость, свои таланты служению Богу. Это посвящение и для нас не пропадет даром. Господь и в нас приумножит Свою благодать. На нашу маленькую любовь Он ответит Своей огромной любовью, Своими бесчисленными дарами. Но почему-то трехлетняя Отроковица, Младенец, это осознавала и понимала, а мы не можем это воспринять. Храм является местом, где Божественная благодать касается сердец всех. Он необходим нам для того, чтобы мы здесь своей душой, своим сердцем общались с Богом, вкушали Его Пречистые Тайны, внутренне очищались, получали благодатную помощь и успокоение для своей души. Это может произойти только в Храме
Сегодня, отмечая великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, воспоминая начало величайшего подвига Божией Матери, который потом заключался в Ее следовании за Своим Сыном и Богом, в сопутствии Его страданиям, в присутствии при Кресте, во многих поношениях и необычайном смирении, постараемся понять, что мы ходим в храм не для того, чтобы просто отметиться, засвидетельствовать свое присутствие и при этом показать Богу не любовь, а свою гордыню, свою независимость от Него, а для того, чтобы стараться здесь, в храме, оставить часть своих сил, своей души, своей жизни, зная, что Господь воздаст нам многократно более. Поучаясь на жизни Пресвятой Богородицы, постараемся служить Богу и любить Его и Его храм так же, как и эта маленькая Отроковица. Сегодня, воспоминая великое событие Введения во Храм Пресвятой Богородицы, дорогие братия и сестры, постараемся, чтобы и в нашем сердце был страх Божий и любовь к Храму, чтобы и мы приносили плоды любви к ближним, служили Богу, исполняя Его заповеди, с верою, что Божия Матерь поддержит нас Своими молитвами и даст нам силы восходить со ступени на ступень к нашему Творцу и Создателю.
Аминь.
настоятель храма протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку