Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня!

Две тысячи лет назад близ города Иерусалима, на горе Голгофе, в пятницу, накануне еврейской пасхи, на трех крестах распяли трех человек. На двух повесили разбойников и грабителей. Они заслуживали такой конец и ни у кого не вызывали сочувствия. А на кресте между разбойниками умирал Человек, вину Которого не смог доказать никто. Кто-то подходил к Мученику и смеялся над Ним, а кто-то плакал и стенал, глядя на Его страдания. И только двое, застывшие в немой скорби у самого подножия Креста — Его Пречистая Мать и Его любимый ученик, сознавали, что на кресте, истерзанный и оплеванный, умирал Бог. Бог, Который так умалил Себя, что принял человеческую плоть от простой еврейской девушки. Господь Иисус Христос Своей смертью и Воскресением разрушил преграду, воздвигнутую грехом между Богом и человеком. Он победил смерть и открыл нам Небо. Поэтому для нас Крест Христов не орудие смерти, а орудие спасения и залог Вечной Жизни. Каждому, кто хочет идти за Спасителем в мир вечной радости и любви, Господь говорит: Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38) .Человек был создан Богом для послушания своему Творцу, и в этом послушании люди должны были познавать любовь Божественную, наслаждаться всем творением Божиим, созданным ради человека. Но получилось так, что, вместо того, чтобы служить Богу и слушаться Его, люди стали богоборцами, совершили грех, преступление, отказались от послушания Ему. Это богоборчество стало проявляться во всех сферах человеческой жизни.

Вместо Бога, чтобы Его заменить, люди стали создавать различных кумиров, сделались идолопоклонниками, начали обоготворять природу, которая была создана для служения людям. Везде стали пытаться заменить Бога чем-то. Человек воздвиг культ силы, культ ума, культ достатка, потянулся к материальным благам, к страстям. Все стало для человека культом, предметом поклонения вместо Бога. Жизнь так невероятно изменилась, что даже Богом дарованная иудейскому народу религия, заключавшаяся в послушании Ему, в исполнении заповедей Божиих, образцом чего был Авраам, превратилась в религию превосходства, которая жаждала и жаждет мирового господства, в религию властвования над другими людьми, и в результате иудеями был отвергнут Спаситель. Когда мы читаем Евангелие, то видим совершенно другое отношение ко всему, что существовало и существует в мире. Спаситель с благоговением и почтением говорит о природе, которая создана для людей, восхищается цветами: "Посмотрите на полевые лилии" (Мф. 6:28). Говорит о птицах, об их красоте, о том, что о каждой из них заботится Творец: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" (Мф. 6:26). Любовь Божия объемлет все и вся, Спаситель всюду видит красоту и величие Божие. У Него совершенно нет никакого желания превосходства над другими людьми, в каждом Он видит образ Божий, для Него все одинаковые дети. Простыми словами Он доносит до сердец и умов людей высокие Богооткровенные истины, любовь Божественную. Вся Его жизнь - это жизнь по другим законам, по законам Неба. Есть в мире свет видимый, солнечный, который дарует жизнь живым организмам. Есть свет невидимый, свет Божественной благодати, который проникает в человеческие души, сердца, умы, дает жизнь душе человека, наполняет его красотой Божественной, дарует ему разумение. Эти два света существуют в мире. Есть тьма: тьма без Солнца и тьма без света Божественного, тьма греховная, которая тоже проникает в человеческую душу, сердце, ум, безобразит людей, делает их тела смертными. Это добро и зло, которое человек когда-то решил познать. Тьма, или грех, вошли не только в человеческую природу, но и во весь тварный мир, космос, тот видимый мир, который мы наблюдаем своим зрением. В нем остался свет солнечный, звездный, но пропал свет Божественной благодати. Мир оказался обезображенным грехом, страстями. Не было никакого просвета. Необходимо было этот мир изменить, вновь дать человеку возможность получить Божественный свет, Божественную благодать в свою душу, сердце, иметь радость общения с Богом. Человеку было невозможно совершить этот подвиг, и Сам Господь сошел на нашу грешную землю, в тьму греховную, как сказано в Священном Писании, к людям, сидящим во тьме, для того, чтобы дать возможность обрести свет Божественной благодати, и "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф. 4:16).

Для того, чтобы воссоздать человека, причем воссоздать его внутренне Божественной благодатью, необходимо было победить греховную тьму и смерть, которая властвовала в мире, проявить необычайное мужество, показать пример этого мужества для всех, пример Подвига. Этот величайший Подвиг был совершен Спасителем на Животворящем Кресте. Необходимо было пролить Божественную Кровь, истерзать плоть человеческую, дать возможность человеку насытиться плодами этого Подвига, приобщаясь благодатных Тела и Крови Господних для того, чтобы вместе со Христом, неся свой жизненный крест, идти к будущему воскресению.
Без Креста не было бы и Воскресения. Грех хотел победить Божественную Премудрость, Божественное мужество, но бессмертный Бог, отдав греховной тьме Оброк, Смерть своей человеческой плоти, Воскрес, и в этом Воскресении победа над грехом, тьмой и страстями. Сейчас у нас есть возможность познать, что такое добро, Божественная благодать, Божественный свет, но для этого нужно пройти тем путем, который указал нам Господь, потому что "мир лежит во зле" (
1 Ин. 5:19), в грехе. Грех объемлет природу человека, разлагает его тело, когда-то созданное бессмертным. Человеческую плоть уже невозможно было сделать вновь бессмертной, потому что она носит в себе тьму греховную, грех, вошедший в ее природу. Наше возрождение начинается с внутренней сущности: с нашей души, с нашего сердца, с нашего разума. Поэтому очень часто в Священном Писании говорится о борьбе здесь, на земле, Божественного света, Божественного добра и зла мира сего, тьмы греховной. Об этом говорили все святые,: "В мире диавол с Богом борется, а поле этой битвы - сердце человеческое". В нашем сердце совершается великая духовная борьба, и мы должны набраться мужества, чтобы понять, что другого пути у нас нет.

Господь говорит, кто хочет получить Божественную благодать, радость вечного общения в Небесных обителях с Ним, тот должен отвергнуться мира зла, греха, тьмы, отвергнуться себя, потому что этот мир - мы. Каждый из нас - это маленький космос, наполненный грехом, поэтому нужно отвергнуться своих страстей, бороться с ними, мужественно идти за Спасителем со своим крестом, потому что крест ведет нас к будущему воскресению в блаженной вечности. "Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 19:24). Если мы не пойдем этим путем, то остается другой путь - путь греха, тьмы, вечных мучений, жизнь без Бога, без Его благодати. Конечно, большинство людей слабые, немощные, которые плачут о тьме греховной, жалеют себя, свою плоть. Но она все равно умрет, потому что в ней уже лежит грех, она есть плод греха. Это не плоть, созданная Богом, а измененная грехом. Когда наши воссозданные души воскреснут, они получат иную плоть, безгрешную. Плод не греха, а духовного Божественного дара для тех, кто потрудился ради Бога, вместе с Ним поднялся на свою маленькую Голгофу, мужественно перенес свои страдания и скорби в борьбе с самим же собой, со своей личной тьмой, и оказался победителем.

Сегодня Церковь, прославляя Крест Господень, призывает каждого из нас к великому, мужественному подвигу. Поэтому сегодня, как символ отказа от грехов, тьмы, удовольствий греховной плоти, Церковь установила день строгого поста, показывая нам, что это истинный путь борьбы и нашего шествия за Христом. Сегодня, прославляя Крест Христов ,не будем забывать, что и нам необходимо возлюбить свой крест, свою борьбу со злом, с грехом, чтобы оказаться в воинстве Спасителя, вместе с Ним этим Орудием победить силу греха и зла и пребывать с Богом.
Прославляя Животворящий Крест Господень, уясним, Крест - это не только любовь Божия к нам, грешным, но и необходимая наша жертва и любовь к Богу. Мы должны насладиться теми Божественными Дарами, которые Господь через Свои Страдания даровал нам, немощным и греховным, для того, чтобы Они вошли в наши души, и стали залогом нашего воскресения, которое зародится внутри нас через Божественную благодать и освятит и облагородит нашу телесную плоть. Аминь.

Настоятель Михаило-Архангельского Храма протоиерей Роман Уточкин


Назад к списку