Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


                                                             Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,

                                                             и Всеславное славим Успение Твое.

                   

28 августа  Церковь отмечает великий праздник Успение Божией Матери или день Ее блаженной кончины. Это не только для Нее оказалось великой радостью, но и для всех православных, для всей Церкви, как земной, так и Небесной. Кончина - это как бы венец человеческой жизни, и она показывает, насколько человек в жизни временной сумел себя подготовить к жизни вечной. Сегодня праздник и праздник великий - это говорит о том величайшем подвиге, который совершила Божия Матерь. Ее подвиг заключался в необыкновенной жертве и любви к Богу.

Почему Церковь прославляет Успение Божией Матери, и он является главным из всех праздников, посвященных Богородице? То, что смерть является просто сном, говорит Сам Спаситель. Церковь понимает смерть, как блаженный сон, переход из нашей земной реальности в мир Божественный и Небесный. Смерть Божией Матери называется Успением, сном, переходом в мир иной. Каждый христианин должен в себе созидать дом Духа Святаго. Как и апостол пишет: "Разве вы не знаете, что … Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3:16). А в Божией Матери пребывал живой Бог. Она сподобилась через Свое смирение и послушание принять Его в обители Своего сердца, Своей души, и ждала блаженной кончины, когда, наконец, потрудившись здесь, на земле, показав людям образец жизни для подражания, Она перейдет в блаженные объятия Своего Сына.

Кончина праведников всегда особая. Это не просто печальное событие, как мы сейчас понимаем смерть наших близких, знакомых, а переход в иное состояние души. Вспомним, с какой радостью праведники предавали Богу свои души: преподобный Серафим Саровский перешел в мир иной, молясь пред иконой Божией Матери. Святитель Филарет Московский тоже почил, молясь на коленях пред иконой Божией Матери. Это особое состояние, и те, кто присутствуют при кончине праведника, ощущают в своем сердце необыкновенную радость и торжество, потому что в этот момент отверзается Небо, земля соединяется с Царством Божиим. В этот момент необыкновенную радость испытывает не только душа, отходящая в вечное блаженство, но пасхальная радость ниспускается в души тех, кто окружает одр переходящих в мир иной праведников.

Святые апостолы, присутствовавшие при Успении Божией Матери, также в этом переходе ощутили особое состояние: для них это был особый праздник, потому что отверзлись Небеса, Сам Господь сошел. Это была необыкновенная радость пасхальной встречи со Христом. Никак не может блаженное Успение Божией Матери быть печальным, потому что это радость и для всех христиан. Она отошла к Своему Сыну, пребывает рядом с Ним и помогает тем скорбящим, обездоленным, которые идут по своему жизненному пути, переносят скорби. Путь земных скорбей прошла Сама Божия Матерь и Она помогает Своими молитвами, Своим заступничеством всем тем, кто идет по Ее стопам. Божия Матерь после Своего Успения всем христианам оставила только одно жизненное правило. Она всем завещает слагать в сердце слова Божественные и исполнять их беспрекословно, ибо Она приняла беспрекословно благую весть: "Се, раба Господня" (Лк. 1:38), и в Кане Галилейской говорила служителям: "Сделайте все, что Он повелит вам" (Ин. 2:5). Святая праведная Елисавета назвала Ее блаженной, сказав: "Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа". (Лк. 1:45).Тот, кто слушается Спасителя, слагает в своем сердце Его слова, исполняет Его заповеди, может надеяться, что Господь в этой жизни сохранит этого человека. Божия Матерь всегда придет на помощь слушающим Ее Сына, и в жизни таких людей всегда будет так, как Господь устроит по Своей благой и святой воле.  Мы все понимаем, что бы было с нами по нашим грехам, если бы не предстательство Заступницы рода христианского. Мы по своим грехам, делам, по своей жизни стараемся не думать о смерти, боимся ее. Из-за своих дел мы страшимся перехода в вечность.

Некоторые считают, что, если думать все время о смерти, то ничего и делать не будешь. Но смерть - это же не остановка жизни, а переход в иную жизнь, которая здесь начинается, а там продолжается. Тот труд, который начинается здесь, на земле, имеет свое продолжение. Если человек думает о смерти, то тем самым он борется со своей гордыней, потому что понимает, что его благополучие, его красота, может быть, какие-то его успехи, все это временно, и, в конце концов, он всего этого лишится. Тем самым мы смиряем себя, осознавая свою временность, свою немощь. Те, кто общался с Божией Матерью, говорят о том, что описать Её невозможно. Так говорили и святые: "Разве можно описать красоту смиренной души?". Смирение - это не наука, а особое благодатное состояние, и это смирение пронизывало Божию Матерь, украшало Её особой, неземной, небесной, Божественной красотой. Когда Она общалась с людьми, то Она с таким благоговением говорила с человеком, с каким очень многие христиане, даже в то время, не молились перед иконами. Все было в Ней со смирением: и взгляд, и разговор, и одежда. После Её Успения остались всего лишь две ризы, которые Она завещала бедным вдовам, но которые оказались дороже любых царских украшений.. Вспомним другое событие, о котором мы знаем из жития преподобного Андрея, Христа ради юродивого, который видел Покров Пресвятой Богородицы. По милости Божией ему дана была возможность быть на небе в то время, когда он еще жил на земле. И, конечно же, первым искренним желанием его после того, как он поклонился Самому Господу, было увидеть, поклониться и воздать почести Пречистой Богородице. Как он просил об этом своего спутника – Ангела, который водил его по Небесным обителям. Ангел же ответил, что Матери Божией нет на небесах, Она на земле, там, где в Ее помощи больше всего нуждаются, где каждый человек может прибегнуть к Ней, как к своей матери, как к величайшей Заступнице, Ходатаице и Молитвеннице за каждого из нас. И это вселяет в нас упование на то, что Царица Небесная не оставляет мир и каждого из нас, а продолжает ,несмотря на те многие падения и отступления, которые мы, к сожалению, совершаем в нашей земной жизни, слезно молиться о том, чтобы Господь не вменил нам наши прегрешения, но, простив, даровал нам Свою Божественную благодать, которая ''немощная в нас уврачует и оскудевающая в нас восполнит'', для того, чтобы все мы достойно и праведно совершали свое христианское предназначение. Вот какова любовь Матери Божией к каждому человеку! И если так любит нас Матерь Божия, если так молится о нас и испрашивает нам милости Сына Своего и Бога нашего, то не должны мы проявлять холодность, безразличие, равнодушие к Ее Материнским заботам. И, конечно же, величайшей радостью для Царицы Небесной будет не то, что мы каждодневно в словах будем прославлять Ее Пречестное Имя, не то, если мы каждодневно будем возжигать пред Ее образами свечи и лампады, а будет исполнение каждым из нас заповедей Ее Божественного Сына. Благодатная помощь от святых икон обильно подается Царицей Небесной каждому приходящему, прикасающемуся и обращающемуся к Ней в искренней беседе, с надеждой, благоговением, любовью и детским доверием, помня о том, что всякая любящая мать готова всю себя отдать, лишь бы ее чадо было счастливым. Тем более любовь Матери Божьей к каждому из нас, пламенная, сохраняющая от всякого зла, покрывающая милостью и щедротами, изливающая благодать Божью. Какой неземной радостью наполняется наше сердце от осознания такой милости Божьей к нам! Как благодарны должны быть мы Матери Божьей за такую заботу и любовь! Будем, как можно чаще ежедневно, обращаться в своих усердных молитвах к Царице Небесной о том, чтобы Она, молясь о каждом из нас, испрашивала всем нам Божественную благодать, без которой невозможно жить человеку. Как человек не может жить без воздуха, так он не может жить без благодати Божией. И пока благодать Божия пребывает на земле, человек может жить на ней, но как только благодать Божия будет отнята от земли, тогда и жизнь земная прекратится. Поэтому будем просить Божию Матерь, чтобы Ее молитвами Господь подавал всем людям и нам, православным христианам, Свою Божественную благодать. Будем веровать в то, что Царица Небесная всегда пребывает с нами и молится за нас. Будем и мы достойны Ее Материнской любви, будем исполнять заповеди Христовы, будем свято и высоко нести в этом мире свое христианское призвание! Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Никто не должен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печали, Заступницей усердной, Всех скорбящих радостей, благой Вратарницей, Милостивой, в скорбях и печалях Утешение, Скоропослушницей…

 Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда будет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по правде совершать нашу жизнь и наследовать жизнь будущего века. Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси, сохрани и помилуй всех нас! Аминь.

Настоятель Михаило-Архангельского Храма протоиерей Роман Уточкин


Назад к списку