Успенский Пост
Успенский пост сравнительно короче прочих постов по времени (он продлится с 14 по 27 августа включительно), но по строгости и духовному значению своему приближается к Великому посту.
Успенский пост учрежден в честь Божией Матери, которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.
Проходя поприще Успенского поста, каждый из нас должен помнить, что это благодатное время, отведенное нам Всеблагим Промыслителем для усиленного покаяния, очищения души, примирения с Богом. Человек несет на себе ответственность за восстановление утраченного всемирного благополучия и мировой гармонии, так как за его дела, земля оказалась проклятой.В человеке началось падение мира, и в человеке совершается его обновление. Человек, изменивший мир к худшему, теперь призван изменить его к лучшему. Но начинать исправлять мир нужно с самого себя. Для этого требуется подвиг, который начинается с анализа своего внутреннего состояния, выявление эгоистических, себялюбивых движений сердца и заканчивается победой над собственной гордостью и эгоизмом.
Нынешнее время Успенского поста дает нам возможность совершить подвиг очищения и исторгнуть из ока своего затемняющую его скверну, чтобы сделать чистым наше существо и внести свой вклад в общее очищение мира. Во время поста христианин стоит на страже святынь своей души, которые не только нужно охранять, но и жить ими.
В человеке много скрытых сокровищ, которые он может в себе открыть и развить, как мы открываем богатства земных недр и обращаем их на общее благо. В человеке есть великий источник тепла и света, но его нужно вызвать к жизни... Источник богатств земных недр и богатств природы человеческой один -это Бог, создавший и землю, и людей.
Над созданием обоих видов ценностей человек должен трудиться в поте лица для открытия внутреннего нашего богатства нам никуда не надо ходить, оно с нами: «Царствие Божие внутри вас есть». Достаточно употребить усилие и можно им овладеть. В этом смысл поста.
Подобно тому, как счастлив и благосостоятелен бывает человек от успешной работы, приобретая материальные ценности, так он может быть счастлив от работы над собой, в делании духовном. Подобно тому, как человек делится плодами своих трудов с ближними и сам получает от них, так он делится с людьми духовным теплом и сам получает его от них.
Существует мера, насколько сильно человек может преобразиться, указана Господом: «Праведники воссияют, как солнце». Возможность такого преображения показана на Фаворе. Многие святые пережили это при жизни. Более того, стяжание Божественного Света в душе является идеалом каждого. Через непрестанную молитву и труд, через непрестанное памятование о сладчайшем имени Господа, через общение с Ним в Евхаристии, святые настолько реально переживали действие на них светоносной энергии непостижимой Сущности Божией, что для них могло быть естественным утверждение: кто не стяжал в душе своей Света Божественного, тот и не христианин.
Таким образом, пост – это средство для преображения человека и природы. Покаяние – это коренное изменение жизни к лучшему. Нам трудно достичь высот святоотеческого благочестия. Поэтому мы просим Господа дать нам возможность совершить этот подвиг по мере наших сил и возможностей, мы смиренно просим, чтобы Господь снизошел к нам, немощным, и чтобы Он Сам открыл нам двери покаяния, ведущие к состоянию просвещения и радости о Святом Духе.
Аминь.
Настоятель Михаило-Архангельского Храма протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку