2-ая неделя Великого Поста
В течение вот уже двух истекших недель Великого поста и во время приготовления к нему Святая Церковь призывала нас глубже вглядеться в свою душу и понять, в чем необходимо покаяться, вглядеться в свою жизнь, чтобы определить, что в ней необходимо изменить. Господь через Евангелие призывает нас: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Царствие Божие не только приблизилось, оно должно войти в нас: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — говорит Господь. Царство Небесное должно входить в нас, наполняя благодатию Святаго Духа, искореняя всякую власть и силу вражию, побеждая греховные наклонности в тех, кто старается жить по закону Божию. Святой Григорий Палама пишет в своей беседе на вторую неделю Великого поста: «Итак, поскольку Царствие Божие приблизилось, то делами покаяния сделаем себя достойными его, сделаем усилие над собою, отвергая злые произволения и навыки; ибо Царствие Небесное берется силою и прилагающие усилия восхищают его. Поревнуем терпению, смирению и самой вере богоносных отцов, умертвим уды наши, сущие на земле: блуд, нечистоту, страсти, злые вожделения и алчность, — особенно же в эти священные дни Поста». Приступая к посту и молитве, будем полны любви друг к другу и, если что-то имели недоброе друг против друга, — простим и добрыми делами и словами восстановим мир и согласие, чтобы с дерзновением повторять слова молитвы: Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12). Постараемся, чтобы наши пост и молитва не были бесплодными. Не будем поддаваться внушению лукавого, который убеждает нас совершать молитву с небрежением и тщеславием фарисейским. Господь побуждает нас также и к молитве, которая совершается в Церкви. Да будут молитва и пост наш не для взора людей, прославляющих нас молящимися и постящимися и тем самым лишающих нас награды за труды и стойкость в посте. Господь призывает нас не ждать похвалы от людей за наше воздержание, как поступали фарисеи, а, напротив, умыть лицо, помазать голову маслом, не быть унылым и мрачным. Призывая нас к уединению и сосредоточению во дни поста, Господь обращает нас на путь познания меры нашей греховности и готовности к покаянию. Для этого необходимо избегать суетных развлечений, могущих волновать душу, замутняя ее греховными образами, страстями. Один святой подвижник, рассуждая о важности уединения, пояснял это следующим примером. Если налить в сосуд воды и возмутить ее, то, поглядевшись в воду, мы не увидим отражения. Но если вода устоялась, то, взглянув в сосуд, мы увидим свое лицо, как в зеркале. Подобное совершается с человеком: когда он находится посреди других людей, то ему труднее видеть свои грехи по причине возмущающего его непрестанного общения, когда же удалится в уединение, тогда и увидит свои согрешения. Надеясь на милость Господа, пойдем к Нему с покаянием, прося у Него прощения, имея в сердце искреннее и твердое желание в будущем всеми силами воздерживаться от грехов и исправить свою жизнь. Без этого намерения покаяние наше не будет истинным, ибо, прощая грешников, Господь требует от них внутреннего изменения. В Евангелии Христос, отпустив грехи расслабленному и исцелив его от болезни, сказал: Се здрав бысть, к тому не согрешай, да не горше ти что будет, то есть, чтобы не было ему еще хуже прежнего. В каждом грехе есть две стороны, одну составляют греховные дела, а другую — греховные мысли, привязанности и наклонности, которые служат источником и причиной многих греховных дел. Когда мы оставляем дела греховные, тогда для нас распинается мир с его страстями и соблазнами, а когда погашаем и искореняем в себе греховные мысли и привычки, тогда распинаем грех. Бывает, что мы удалились от греховных дел, но сердце наше продолжает тянуться к греховным привычкам, то есть перед Богом мы еще грехолюбцы, ибо Бог смотрит не только на наши дела, но и на наши сердца. Если мы исправим свое греховное поведение, то не надо останавливаться на этом, а надо войти внутрь себя, исправить свое сердце, погасив в нем дурные наклонности и страсти, и тогда Бог, Который видит наше сердце, укрепит и оправдает нас. Когда же мы достигнем с помощью Божией такого состояния, что не только дел греховных делать не будем, но и само пристрастие к ним погасим в себе. Часто мы обращаемся друг к другу с просьбой «помолись обо мне», и нам кажется, что это очень легко сделать. Но мы должны помнить, что, когда человек просит нашей молитвы, он фактически просит, чтобы мы стали между Богом и им, стали его печальником и заступником, понесли его немощи, и это обязывает нас к гораздо большему, чем просто слова. Христос, Который вошел в мир, где многие люди, пребывая в грехе,были против Него, принял на Себя всю ненависть мира, весь грех, и умер на Кресте во имя любви к нам, во искупление нашего отпадения от Бога. Он Своей жертвой как бы объединил, примирил Бога и человека, положив Свою руку на плечо заблудшего и раскаявшегося раба и приведя его в Отчий дом как Своего брата. Господь заповедует и нам так делать. Когда мы молимся за кого-то, мы заступаемся за этого человека, прилагая труд и усилие нашей молитвы, по образу Христа, принесшего себя в жертву за род человеческий. Сегодняшнее Евангелие учит нас, чтобы вера наша стала той соединяющей силой, которая любовью и трудом вводит близких в Царство Божие. Обратимся теперь к самому расслабленному. Поскольку он имел свой разум, хотя телом и был расслаблен, то представляется, что на основании его благой надежды и веры произошло чудо исцеления. Возможно, его болезнь и была причиной его обращения к Господу и спасения, потому что зачастую, когда мы здоровы, мы не ищем путей встречи с Господом. Болезнь подчас способствует спасению, притупляя побуждение человека ко греху и злу. Перенося страдания, связанные с болезнью, человек как бы уплачивает долг за совершенные грехи, тем самым очищая, излечивая свою душу, а затем уже и тело. Господь, когда к Его ногам опустили расслабленного, говорит ему: Чадо, отпущаются тебе греси твои. Отпустив грехи расслабленному, Он тем самым исцеляет его душу. Обратим внимание, что Господь называет расслабленного чадо, этим усыновляя Небесному Отцу, связывая его с безгрешным Богом. Господь показал, что грехи служат причиной болезни, и потому нужно прежде всего из души удалять причину болезни — грех, тогда прекращается и болезнь, то есть гибельное воздействие на тело последствий греха. Чтобы видеть гибельность действия, производимого грехом, нужно знать, что такое грех. Грех — это сеть, с помощью которой дьявол уловляет нашу волю, ибо говорит Святое писание: Всяк творяи грех, от диавола есть, яко исперва дьявол согрешает (Ин. 3, 8). Наша душа в грехе подобна птице, попавшей в сеть, не может из нее освободиться, пока сеть крепка. Одно средство спасения — это покаяние, исповедание грехов, освобождение себя от греховной привязанности, обращение к Богу, тогда власть диавола прекращается, и душа наша, освободившись из плена, приемлется в милосердие и любовь Божию. Грех — это преграда, отделяющая нас от Бога. Подчас эта преграда высока и неприступна. Она воздвигнута нашими грехами в подобие темницы, в которую мы сами себя заключили. Но если в посте и молитве мы возопием от всей души к Господу: Изведи из темницы душу мою, то Господь откроет врата этой темницы, разрешая кающегося узника благодатию Своей крестной жертвы. Будем исцеляться покаянием, стремлением к Божественной добродетели. Спасительные пути Поста: осознание своей греховности ,покаяние на исповеди, желание больше не совершать этого греха и молитва. Вглядевшись в себя прилежно, мы можем увидеть нечистоту и порочность нашей души, смрад и нечистоту нашего сердца, тогда мы поймем, что грехи наши удаляют нас от Господа, ибо грехи ваши, — говорит пророк Исаия, — произвели разделение между вами и Богом вашим,и грехи ваши отвращают лице Его от вас. Обратимся в покаянии нашем к Тому, от Кого мы уклонились, Кого оскорбили и прогневали своими грехами, и, приклонившись со слезами покаяния к Его стопам, возопием: согреших к Тебе, Господи, помилуй мя по велицей Твоей милости; прости мя по благодати и милосердию Твоему. И если покаяние наше исходит от чистого сердца, то мы имеем надежду, что Бог примет его, простит и изгладит наши грехи и беззакония благодатию Своею, так как Он долготерпелив и многомилостив, и нет греха, побеждающего великое человеколюбие Его (Исх. 14,6). Будем просить у Господа помощи в нашем намерении и в дальнейшем противиться греху, так как победить грех можно только продолжительною борьбой с ним, постоянным противлением ему. Укореним в себе доброе намерение — борьбы с грехом — через чтение Святаго Писания, пост, молитву, посещение храма Божия. Не будем возвращаться к тому греховному, в чем мы покаялись, чтобы не уподобиться жене Лотовой, оглянувшейся на оставленный ею город греха и в наказание за этот взгляд ставшей соляным столпом. Убоимся и мы Божия осуждения за возвращение к греховным соблазнам, будем со страхом предстоять Богу, обращаясь к Нему с молением, всеми силами удерживаясь от греховных стремлений, укрощая плоть свою со страстями и похотями, принося Богу плоды, достойные покаяния, и изменяя наш образ жизни к лучшему, чтобы Господь, видя наше стремление и усилия на пути покаяния, удостоил нас великой благодати — причастия Святых Тайн Его Тела и Крови, даровал нам исцеление наших душевных и телесных недугов и сподобил нас войти в истинный наш Дом — Небесную Обитель, где нас ожидает Наследник и Податель всех благ Господь наш Иисус Христос.
Настоятель Храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку