Великий пост 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Святая Церковь и все мы сделали первый шаг, очень важный, на таинственном долгом покаянном поприще Великого поста. Душа каждого из нас после чтения канона преподобного Андрея Критского окунулась в глубокую молитвенную великопостную атмосферу.
Время Святого Поста-это время борьбы с духом праздности, уныния, любоначалия и празднословия - слова молитвы преподобного Ефрема Сирина мы будем слышать ещё долго, и она глубоко проникнет в наше сердце.
Великий пост - это удивительная возможность для каждого из нас, для каждого члена Церкви, вырваться из мертвящей суеты, из беготни, болтовни, вечной погони за какими-то непонятными ценностями. Это время борьбы со множеством поработивших нас страстей, грехов, пороков, гнездящихся в нашем сердце. Когда человек находится в рабстве этой добровольной суеты, в рабстве у духа времени, тогда ему часто кажется (потому что он живет без молитвы, без благодати), что Бог где-то далеко, и что весь мир как бы соткан из холодных льдинок равнодушия и скуки. Но каждый из нас знает, что стоит только заставить себя хотя бы на минуту остановиться, оторваться, задуматься, взмолиться, поднять свое сердце горе, к Богу, то тогда человек сразу поймет, что Бог, Его любовь и Вечность - все удивительно близко!
Великий пост - это возможность для каждого из нас остановиться в нашей бесконечной спешке и все-таки подумать о Вечности. Великий пост, как его называют святые отцы, - это удивительное пространство любви, доброты, милосердия, снисхождения к ближним, это пространство покаянной молитвы, сокрушения, памяти смертной. Все эти понятия для нас близки, мы каждый день их слышим, читаем в Святом Евангелии, Церковь ежедневно говорит нам о них.
Но все-таки, как сделать, чтобы все это прочитанное, услышанное, стало по-настоящему достоянием нашей души? И чтобы это был не какой-то благочестивый муляж духовной жизни, а настоящая жизнь? Это, конечно, очень трудная задача. Но в помощь нам дан пост - уникальная возможность не упустить самого себя, сделать маленький шаг навстречу своей душе. Как же сделать, чтобы эта удивительная встреча человека с собственной душой состоялась?
Если мы посмотрим на свою жизнь, которая соткана часто из мгновений суеты, спешки, каждый из нас может задать вопрос: «А что же важнее для меня? - Не упустить мгновение для какого-то нового наслаждения, для какого-то нового земного открытия или все-таки не упустить мгновение для стяжания жизни вечной?»
Святая Церковь всегда, и особенно в эти покаянные дни, глубокие, таинственные, и в тоже время радостные, каждый день на Богослужениях будет напоминать нам о самом главном - об искании Царствия Божьего в своем сердце, о необходимости стяжания Святого Духа, Духа любви, мира, радости. Эта задача необыкновенно тяжела потому, что человеку легче сосредоточиться на чем-то внешнем, и во время поста тоже, - на меню, на отказе от какой-то пищи, телевизора, от каких-то удовольствий своих, от походов в какие-то развлекательные учреждения и т.д. Это, безусловно, важно, но мы должны понимать, что глубина нашего делания заключается не только в этом.
Наша Церковь - это опыт вечной жизни, который начинается ни в какой-то абстрактной плоскости, а уже сегодня, сейчас, здесь и в этом конкретном человеческом сердце.
Человеку, который потерялся в этой жизни, был обманут ложными установками, идеями, которых так много витает в мире, Церковь возвращает ощущение уникальности, подлинности, глубины его жизни; то ощущение, которое может дать только вера, только Христос и Церковь.
Святая Церковь дарит человеку всю эту полноту, краски, воздух, свет – переживание глубоких чувств. И вот именно в том месте, куда поставил промысел Божий каждого из нас, - там, где человек живет, работает, где он служит, подвизается, - и происходит прорастание его души в вечную жизнь. Какие бы пути не выдумывало человечество - новые технологии, подходы к развитию, новые национальные идеи, но настоящий путь только один - это путь Евангельский, о котором Сам Христос говорит: "Возлюби Бога всем сердцем твоим и ближнего как самого себя". Важнее, глубже и возвышеннее этой заповеди ничего в мире не существует.
Ведь почему страдает мир? Эти страдания мы видим около себя каждый день. Почему неверующий человек воспринимает этот мир как катастрофу, как какой-то прыжок в бездну, как тотальный лабиринт скуки, уныния, равнодушия? Почему человек самого себя считает конечным пунктом долгого жизненного путешествия? Ни Бога, ни истину, а самого себя он помещает в центр Вселенной и считает, что он конечная цель своего же собственного движения. Но самое главное, что за этим скрывается пустота, отсутствие Бога, потому что любая страсть - это плод пустоты, плод отсутствия желания двигаться к вере, к Богу.
Великий пост не должен быть для нас внешним. Это не нахмуренность, а внутренняя сосредоточенность, это не отказ от каких-то лакомых брашен, а отказ от нелюбви, отказ от осуждения, от вражды, злобы, скуки, отказ от равнодушия, и других страстей, поселившихся в наших сердцах. Пост - это то зеркало, в котором каждый из нас должен с помощью воздержания и покаяния увидеть свои притаившиеся страсти. Пророк Исаия говорит: "И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым. Идущие этим путем, даже неопытные, не заблудятся". Пост - это очень нелегкий путь, на котором мы сегодня сделали только первый шаг, но цель этого пути удивительна, красива, глубока и очень вдохновенна. Эта цель - святая Пасха Христова.
Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку