Успение 2014
28 августа- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это событие не является поводом для скорби и слез. Успение Божией Матери—это источник духовной радости, радости светлой и торжествующей. Особую радость это событие вселяет в сердца тех, кто идет и будет идти за Сыном Богоматери, избрав Его единственным своим Отцом и Спасителем. Как в пасхальные дни звучит радостно песнь "смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", так во дни Успения Богоматери радостно и победоносно звучат слова: "... Живота Матерь к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную". Эта радость передается из поколения в поколение как доказательство того, что смерть побеждена, что смерть—это только переход к новой жизни, начало ее.
Христос Спаситель дает возможность каждому человеку убедиться в бессмертии, извлекая уроки из окружающей нас жизни. Солнце заходит для того, чтобы на следующий день вновь взойти. Луна постепенно убывает, чтобы через некоторое время показать людям свою полноту. Все умирает осенью, чтобы через определенное время, с весенним теплом вновь ожить. И человек, как вершина творения Божия, не может умереть, бесследно исчезнуть. Ибо если зерно, падая в землю, не исчезает, но дает росток и новую жизнь, то тем более вершина всего сотворенного—человек, если и умирает, то умирает для жизни вечной. В гамме человеческих чувств и переживаний властно о себе заявляет инстинкт самосохранения. Как часто, когда опасность от нас еще далеко, когда мы, может быть, и не уверены, что она коснется нас, мы реагируем на нее, стараясь найти меры предосторожности, защиты от угрозы. В этом стремлении к жизни и сохранению ее тоже доказательство бессмертия.
Лучшие сыны Ветхого Завета исповедовали свою веру в бессмертие и вечное назначение человека. Псалмопевец Давид еще задолго до Рождества Христова восклицал: "Верую, Господи, что Ты не оставишь души моей в аде и не дашь рабу Твоему увидеть тление" (Пс. 15,10). На страницах святой Библии мы находим много примеров твердой уверенности в бессмертии и вечном бытии. Человек создан для вечной жизни. Так было изначала. Первые люди, наши прародители, в раю ощущали полноту своего вечного бытия. Нарушив волю Божию и сотворив хотение своей воли, человек подвергся наказанию смертью. Проходило время. Отчуждение человека от всего Божественного и святого низводило его в ад, в преисподнюю, и казалось—потеряна всякая надежда хоть на какой-то просвет и тем более на вечное бытие. Господь же давал человеку заповеди, утверждал его в вере, напоминая ему о возмездии: "Что посеет человек на земле, то и пожнет в жизни будущего века" (Гал.6,7). Наступило время—и милосердие Божие излилось на всех людей. Пришел в мир Спаситель-Сын Божий. Засияло над миром Солнце Его спасительной Правды. В сиянии Божественного Света людям стало ясным то, что ранее было непонятным, очевидным то, что казалось далеким и отвлеченным. Вновь ожила в сердцах верующих надежда на жизнь вечную, на жизнь с Богом. Появились средства для этого и возможности достигнуть этого. Христос Спаситель Своим Божественным деланием утверждал и утверждает нашу веру в то, что смерти как таковой нет.
Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели вечную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благодатью Божией через таинства святой Церкви возрождает нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним. В святой Евхаристии мы соединяемся со Христом и вкушаем уже начало вечной жизни. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6,56). "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин.11,25-26).
Наша вера, наша святая Церковь именуют смерть тайной, успением. Возвращается прах в землю, чем он и был; а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл.12,7). Мы совершаем поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день. В течение сорока дней, по учению Церкви, человеческая душа проходит мытарства. В третий, девятый и сороковой день она приходит на поклонение Христу Спасителю. В течение этих дней душа видит блаженства небожителей и мучения грешников. Душа вспоминает свои грехи и падения, терзаясь и трепеща перед Богом. Поэтому, естественно, мы усугубляем свои молитвы о почивших особенно в эти дни. По истечении сорока дней после поклонения Источнику жизни и воскресения определяется место обитания души до времени последнего суда.
Наша вера учит нас, что будет Второе пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого человека с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом, Многим помогут молитвы святой Церкви, которые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых.
Такова радость нашей веры и нашего молитвенного общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на земле о своем спасении.
Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Никто не должен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печали, Заступницей усердной, благой Вратарницей, Ско-ропослушницей, Милостивой и т.д.
Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда будет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по правде совершать нашу жизнь и наследовать жизнь будущего века. Аминь.
Настоятель Храма Архангела Михаила п.Зирган протоиерей Роман Уточкин.
Назад к списку