Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иконы Богородицы на Святой Земле.

Иконы Богородицы на Святой Земле.

Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предизбрание Ее для великой тайны воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию, о спасении людей, предстательство пред престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим помощи Ее — вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувиме и Славнейшей Серафиме. Существует великое множество икон Пресвятой Девы, через которые Она и раньше, и сейчас являла и являет великие чудеса и милости. За этими иконами издавна закрепилась слава чудотворных. Для понимания христианской традиции и самого Божественного образа Богородицы каждому христианину полезно знать такие истины: Пресвятая Дева Мария есть в прямом смысле - Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица; Она пребывает Приснодевою до рождения Иисуса Христа, в Рождестве и после Рождества; Богородица следует за Спасителем, как высшая сила всех небесных сил - святых апостолов и святых отцов церкви. К такому обобщению подводят книги Ветхого и Нового Заветов, сама земная жизнь Богородицы.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана."

«Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования».

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября(по старому стилю) - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм Иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить Свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.Согласно преданию и писаниям святых отцов церкви Благая весть произвела на Пресвятую Деву неизгладимое впечатление. Этой Божественной новостью Она захотела поделиться с ближайшей по духу родственницей Елисаветой, у которой прогостила три месяца. Елисавета первой из простых смертных поверила в непорочное зачатие Девы Марии и воскликнула: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего".Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы - есть соединение небесного и земного, духовного и материального. То был момент перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже два тысячелетия.На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест.Пресвятая Богородица переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа.Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки.Облик Пресвятой Богородицы во время Её земной жизни первым отобразил святой евангелист Лука, ученик апостола Павла. Он точно написал лик Богородицы. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: "Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!". Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными - дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия). Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма - Халкопратейский, Оди-гитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.

Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Иконы Божией Матери имеют особую жизнь, особую историю. В Святой Земле, как и на Руси прибывают иконы Пресвятой Богородицы, особо чтимые христианским миром.

Икона Божией Матери Иерусалимская.

Благочестивое предание говорит, что этот образ написан св. евангелистом Лукою в 15 году по вознесении Господа Иисуса Христа нашего на небо. Святой апостол написал этот образ в Гефсимании. Из Иерусалима эта икона была перенесена сначала в Константинополь греческим царем Львом Великим и помещена в храм Богоматери, называемой «Пигии», то есть Источник. После чудесного спасения по молитвам перед Иерусалимской иконой от нападения скифов чудотворный образ перенесли во Влахернскую церковь, где он находился около 300 лет. В начале 10-го столетия, когда русы предприняли поход на Константинополь, Иерусалимская икона Богоматери была взята в Херсон. Впоследствии крестившийся здесь св. кн. Владимир увёз этот образ с собою в Киев. Затем она была послана в благословение новгородцам после принятия ими христианской веры и оставалась более 400 лет в Софийском соборе. В 14-ом столетии икона была перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.Во время нашествия французов в 1812 году этот образ был похищен ими и принесен в Париж, где и находится доныне в соборе Богоматери.

Вифлеемская икона Божией Матери.

Эта нежная икона Вифлеемской Божьей Матери единственная, на которой Она улыбается, и единственная, с которой нет списков (копий).Русского письма. Икона находиться в храме Рождества Христова.

Икона Божией Матери «Скорбящая».

Икона находиться в Храме Гроба Господня в приделе Жен Мироносец. Эта икона долгие годы была совершенно черной - не могли определить даже, что это за изображение. В 1986 году за неделю до Пасхи, во время ночного обхода Храма полицейский увидел огонь в приделе Жен Мироносец. Заглянув в придел он увидел сияющую икону Божией Матери, которая привела его в испуг. Испуганный прибежал он к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И действительно, лик у иконы обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей. Пришедшие монахи увидели сияющую икону... На сегодняшний день икона представляет собой одно из самых очевидных чудес Святой Земли: Божия Матерь на ней иногда плачет, иногда открывает и закрывает глаза. Паломники почитают за особую милость Божию увидеть что-нибудь подобное.

Храм Гроба Господня.

В приделе апостола Иакова находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой молилась преподобная Мария Египетская, чтобы Она Своими материнскими молитвами упросила Господа позволить грешнице войти в Храм и начать жизнь в покаянии.

Сирийская икона Царицы Небесной

Даже среди тех, кто был в Иерусалиме, а может, и не один раз, мало найдется людей, которые молились в церкви Апостола и Евангелиста Марка, где находится чудотворная Сирийская икона Пресвятой Богородицы. А ведь это один из древнейших Христианских храмов в Святом Граде. Он расположен в доме Апостола Марка, поэтому и посвящен ему. Церковь принадлежит сирийской Православной общине древнейшего Антиохийского Патриархата. Служат в ней на арамейском языке, на котором говорил Сам Спаситель. Чудотворный образ находится в особом месте церкви Апостола Марка, под особой сенью, от него веет глубокой древностью и благодатью. Икона принадлежит к числу тех, которые написал в Иерусалиме Апостол и Евангелист Лука, и прославилась чудесами не только у сирийцев.

Гефсимания . икона Божией Матери « Одигидрия»

Икона Божьей Матери Смоленской "Одигитрия" - "Путеводительница". История началась в 1554 году с большого пожара в селении Рихания (Ливан), в котором сгорели все строения, включая и местную церковь. Однако, совершенно невредимыми остались Святые Дары и икона "Одигитрия".". С тех пор икона получила второе название - "Неопалимая Купина". Вскоре этот край настигла эпидемия чумы. Епископ и священство стали совершать с этой иконой крестные ходы по заражённым районам, и эпидемия в них прекращалась. Многие люди получали от "Одигитрии" скорую помощь по своей вере и молитвам. Так, к ней добавились ещё два имени: "Исцелительница" и "Скоропомощница".

Фавор. Храм Преображения Господня

Интересна история чудотворной иконы, которая находится в храме. Эта икона напечатана на простой газетной бумаге и приплыла по морю в бутылке. Выловили ее арабские ребятишки и принесли в храм. После чего от этой иконы начали происходить исцеления. Вокруг иконы – множество фотографий исцеленных людей, рядом стоят костыли и палки, на которые опирались хромые.

координатор по работе отделов и служб Салаватской епархии,
руководитель пресс-службы Салаватской епархии,
руководитель отдела ЦБСС Салаватской епархии,
настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку