Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Преображение Господне 2013

Величаем Тя,

Живодавче Христе,

и почитаем пречистыя плоти Твоея

преславное Преображение.

Преображение Христа на Фаворе есть одно из Богоявлений, одно из тех явлений и откровений Бога человеку, о которых повествует Библия. Что такое богоявление? Это буквально явление Бога, Его присутствие, Его вхождение в наш земной мир, в земную реальность. При богоявлениях бесконечный и вечный Бог являет Себя в ограниченном мире, в условиях времени. Все библейские богоявления очень таинственны и исполнены глубокого смысла. Бог являлся великим святым и праведникам Ветхого Завета — Аврааму, Моисею, Давиду, Илии, — являлся в важнейшие моменты истории народа Божия, и эти богоявления суть как бы краеугольные камни Священной истории — те основания, на которых она утверждается. Так, например, при заключении завета со Своим народом Бог в таинственных видениях являлся на Синае Моисею и говорил с ним лицом к лицу. Позже на той же горе Он являлся пророку Илии. Моисей — законодатель, а Илия — пророк. Закон и пророки — основание ветхозаветной религии. Господь для того и являлся Моисею и пророкам, чтобы положить основание истинной религии, истинной веры, ибо таким основанием может быть только откровение Бога, Его снисхождение, Его явление человеку.Если основание ветхозаветной Церкви — это закон и пророки, то Церкви Нового Завета — апостолы, ученики Христа. И потому им также были даны великие откровения от Бога, потому и они были свидетелями великих богоявлений. Преображение Христа на Фаворе — одно из таких богоявлений, одно из самых важных и значимых. Оно есть как бы продолжение богоявлений, бывших некогда Моисею, Фавор — продолжение Синая. Законодатель ветхозаветного Божия народа Моисей присутствовал при грозных явлениях Бога на горе Синай. Подобно этому и законодатели новозаветного Божия народа, то есть Христовой Церкви, также присутствуют при явлении Бога на горе Фавор.Евангелие всегда повествует о величайших событиях и делах Божиих в очень сдержанных, простых и немногих словах. Оно никогда не принуждает человека, не пытается насильно и навязчиво убеждать в величии описываемых событий, но предоставляет свободу увидеть это самому. Вот и о Преображении Евангелие говорит очень просто — не расцвечивая, не разукрашивая, без всякого литературного или философского пафоса, столь присущего человеческим речам.Христос берет на гору только трех ближайших учеников. Уже одна эта черта свидетельствует, что Преображение есть событие совершенно особое, великое и таинственное. Почему Он не взял с Собой других апостолов? По словам старца Паисия Святогорца, причина не в том, что Христос любил Петра, Иакова и Иоанна больше других, но в том, что, напротив, эти трое любили Христа больше других, а потому именно они были способны вместить откровение и Благодать Фаворского света. Прочие же апостолы были еще к этому не готовы. Христос для Преображения поднимается на гору. Вершина горы есть место таинственной встречи с Богом: она расположена как бы между небом и землей, и человеку нужно, потрудившись, подняться до этого места, а Богу, напротив, нужно спуститься, снизойти до него. Одно древнее предание говорит, что Преображение случилось рано утром, в предрассветное время. Христос провел ночь в молитве, и после долгой молитвы вдруг вид Его изменился, лицо стало, как солнце, а одежда — как свет. Апостолы, утомившись от ночного бдения, спали. Но когда Христос преобразился, они

проснулись и от сияния славы Божией испугались и упали на землю. Святые отцы говорят, что на Фаворе Христос приоткрыл апостолам славу Своего Божества — славу, которую Он всегда имел, но которая ранее была невидима для них. Он показал ее не во всей полноте, а лишь в малой мере, в какой человеческая природа способна вместить. И совершенно неудивительно, что апостолы испугались, — ведь они присутствовали при явлении Бога, Творца вселенной. Это был совершенно другой страх, совершенно особое состояние, которое правильнее назвать священным трепетом.В видении перед Христом предстояли два величайших праведника Ветхого Завета — Моисей как основание закона и Илия как основание пророков. Своим присутствием они подтверждали, что Христос есть истинный Мессия — Тот, о Котором говорят закон и пророки.Во время Преображения явилось световидное облако и покрыло их всех. Из облака апостолы услышали голос Бога Отца, говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Таким образом, на Фаворе апостолы присутствовали при откровении Бога Троицы: Отца — через произнесенные слова, Сына — преобразившегося Христа и Святого Духа — в светоносном облаке.Преображение показало, как происходит встреча человека с Богом, каков способ и образ этой встречи. Способ ее всегда один — через Фаворский свет, осиявший на горе апостолов. Бог входит в наш мир и является человеку через Благодать, через нетварную энергию Божества. Чтобы встретиться с Богом, нужно, подобно апостолам, принять в себя этот свет, эту энергию, и другого пути не существует. Те, кого Православная Церковь прославляет как святых, как раз и есть люди, принявшие в себя Благодать и через это сподобившиеся встречи и родства с Богом.Встреча с Богом для чистых душ всегда есть блаженство. Преподобный Силуан говорит, что едва Благодать коснется человека, как он от радости забывает весь мир. Так было и с апостолами на Фаворе. Это видно из слов Петра. «Господи! — говорит он, — хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». От великой и неземной радости он не знал, что говорил, но хотел, если бы было возможно, чтобы время остановилось и чтобы вечно пребывать в нетварном свете со Христом. Тайна Фаворского света — это тайна Будущего века. Именно свет Благодати будет светом Царствия Христова. В книге Откровение описывается Небесный Иерусалим, город святых, и там сказано, что он не нуждается ни в солнце, ни в луне для своего освещения, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Это говорится о нетварном свете, — именно он является той Божией славой, которой будет осиян Небесный град и его святые обитатели. Таким образом, Преображение — это еще и прообраз Будущего века, блаженной вечности, где все будут сиять нетварным светом, подобно Христу, о чем и Сам Он говорит, что праведники просветятся, как солнце, в Царстве Отца их.Но еще и здесь, в земной жизни, человеку можно принимать в себя нетварный свет. Вместилищем его были все святые и праведники. Этим светом сияло лицо Моисея на Синае. И у других святых по временам этот свет становился видимым для людей. Почему и изображаются они на иконах с нимбами вокруг головы.Каким путем шли святые, таким и мы должны идти — путем стяжания Благодати, чтобы и нам через соблюдение заповедей, через очищение от грехов и страстей стать причастниками Фаворского сияния, света Будущего века; чтобы и мы вместе с Господом, апостолами и всеми святыми просветились как солнце в грядущем Царстве Христа. Аминь.

руководитель отдела ЦБСС Салаватской епархии,
координатор по работе отделов и служб Салаватской епархии,
настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку