Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон
9 августа по новому стилю Церковь прославляет Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Он родился в знатной семье. Мать его, христианка, рано умерла. Пантелеимон (тогда его звали Пантелеон) остался сиротой еще младенцем. Отец-язычник воспитывал его без Бога. Этот маленький ребенок получил хорошее образование, учился у самых лучших учителей, находился при императорском дворе, но очень рано почувствовал какой-то недостаток и в своем воспитании, и в своей жизни.
Сейчас часто многие пытаются воспитывать детей без Бога, в так называемом язычестве, как и Пантелеимона. Может быть, в хороших школах, у хороших учителей, но результат всегда бывает печальным. Когда живешь без Бога, даже в самом юном возрасте чувствуется какая-то пустота. Пустота вне тебя: никто тебя не слышит, никто тебя не замечает, никому ты не нужен, без Бога непонятно, зачем живешь. Говоришь, кричишь как будто в безвестность, в какой-то вакуум: никто не отзывается, никого нет, вокруг одна жестокость, ненависть, грехи. Особенно маленькие дети это чувствуют. Чувствуют и опустошенность внутри себя, потому что душу человеческую кроме Бога никто ничем наполнить не может. Если человек хочет ее наполнить чем-то: страстями, грехами, то эта пустота только усугубляется. Они не заполняют человека, а опустошают его еще больше, угнетают, приносят страдания.
Маленький Пантелеон тоже чувствовал эту внутреннюю опустошенность, несмотря на довольство вокруг себя: множество учителей, достаток, жизнь при императорском дворе. Его душа плакала и скорбела в этой пустоте, он искал чего-то, он искал Бога. И вот однажды он познакомился со священником, который рассказал ему о Боге, сказав: "Ты научился многим искусствам, учился у лучшего врача, но ты не сможешь воскресить мертвого, только Господь это может сделать, так как в Священном Писании Он сказал: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16:17-18) и "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14:12)". Священник дал юноше молитву и добавил: "Если ты с верой прочитаешь ее и попросишь, то Господь исцелит любую болезнь, в том числе и воскресит мертвого". Пантелеон, жаждущий Бога, ищущий Его, поверил священнику и пошел в императорский дворец. По дороге он увидел укушенного змеей мертвого маленького мальчика. Рядом лежала змея. Он прочитал молитву, которую дал ему священник, обратился к Спасителю, попросив, чтобы змея превратилась в ничто, рассыпалась на части, а мальчик воскрес силой Божией. И вдруг на самом деле мальчик поднялся, а змея разлетелась на мелкие части. Пантелеон вернулся назад к священнику, принял крещение с именем Пантелеимон и стал лечить больных людей. Но кроме молитвы у него была еще очень сильная вера. Его душа, горевшая к Богу, воспылала такой верой, что Господь через него стал творить чудеса.
Все мы читаем молитвы, но без веры, без того, чтобы свою душу наполнить Богом, без Его благодатного присутствия мы ничего не можем сделать, так как в Священном Писании сказано: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5). Наша душа занята житейской суетой, какими-то привязанностями, страстями, желаниями, и мы читаем молитвы, а сами и не думаем о том, что читаем. Мы не обращаемся к Богу, а совершаем какую-то формальность. А этот юноша без всяких формальностей стал верить в Бога горячо и пламенно и ничего иного не желал и не хотел. Кроме Спасителя у него ничего не было, Господь был реальностью в его сердце, в его душе, несмотря на то, что он имел все в избытке. Он оставил стремление к земной карьере и успехам, стал обращать к вере отца, говоря ему о том, что все земное тленно, суетно, не нужно для человеческой души, только угнетает, мучает, опустошает, не приносит никаких радостей. Но, как и все мы, грешники, настолько привязаны к земному, что не можем вместить благодать Божию, так и его отец сомневался, несмотря на просьбы сына. Тогда Пантелеимон совершил перед ним великое чудо. В то время он уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто не мог исцелить. "Свет глазам твоим возвратит отец Света, Бог истинный, - сказал ему святой, - во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!" Слепец тотчас прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец Пантелеимона, и оба с радостью приняли крещение.
Обращал святой Пантелеимон многих людей: кого исцелял, кому безвозмездно помогал, совершил многие чудеса, призывая имя Господа Иисуса Христа. Слава о милостивом и бескорыстном враче распространялась по всему городу, и жители, оставив других врачей, стали обращаться только к Пантелеимону. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что Пантелеимон христианин и лечит христианских узников. Когда Пантелеимона привели к императору Максимиану, тот уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам. Но страстотерпец Христов исповедовал себя христианином и на глазах у императора исцелил расслабленного. Разъяренный Максимиан приказал мучить и казнить святого. После многих истязаний и долгих мучений Пантелеимон был обезглавлен. Сейчас его честная глава пребывает в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а частицы его мощей находятся во многих храмах по всему миру.
Сегодня, молясь святому великомученику Пантелеимону, попросим его, чтобы мы имели чистое сердце, устремленное к Богу. Мы многого желаем, стремимся к земным удовольствиям. Святой Пантелеимон еще в юности имел все, о чем мечтают молодые люди. Все земные удовольствия были ему доступны. Но он увидел их суетность, все это оставил ради Христа и жил только Богом. И это самое великое чудо, которое совершается на земле. После этого чуда все остальные чудеса не столь значительны. Если мы, дорогие братья и сестры, оставим многие попечения, а в свою душу, в свое сердце, воспримем Христа, обратимся к Нему, будем жить Им и вместе с Ним, тогда и мы поможем не только себе, но и своим ближним.
Род христианский имеет великих святых предстателей, о нас молится сонм угодников Божиих во главе с Пресвятой Богородицей, наш Помощник в скорбях и испытаниях – Сам Господь Милующий. Но как слабодушны, какими недостойными благодатной помощи оказываемся мы с вами. Если бы иметь нам хоть толику той молитвенной силы, которая гнула острое железо, словно воск, пока святой Пантелеимон не окончил своей молитвы! Ежели бы была у нас хотя бы крупица той веры, которая позволяла Христовым страстотерпцам доблестно выносить любые пытки и мучения! Тогда не страшны стали бы нам ни беды, ни болезни – никакие испытания и искушения бесовские не поколебали бы нашей христианской стойкости, нашей верности Вселюбящему Спасителю. Но увы! Что видим мы теперь? Так преступно стало наше малодушие, что и легкое испытание вызывает у нас ропот на Господа. Болезни смертного тела настолько пугают людей, что они ради избавления от хвори готовы пожертвовать вечным спасением, броситься в смертоносные объятия коварных демонов. Ведь что такое нынешние экстрасенсы? Только совершенный духовный невежда может не понять, что под этим туманным термином скрываются те, кто в старину именовались колдунами, чародеями, черными магами, – это прислужники диавола, заманивающие людей в адскую бездну. Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое, спустя немного, непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе, – говорил святитель Иоанн Златоуст. А ныне стало уже известно, что и «польза телу», доставляемая демонской «медициной» – это та же адская ложь.
Происходит ли действительное излечение в ходе опытов «экстрасенсов» над доверившимися им людьми? Нет, зло не приносит добра никогда, никому и ни в чем. Ученые выяснили механизм «экстрасенсорных врачеваний»: для того чтобы больной орган человеческого тела получил временное облегчение, отбирается энергия у здоровых органов, калечится весь организм – и через определенный срок болезнь набрасывается на несчастного пациента экстрасенсов с удесятеренной силой, а его организм уже лишен всех средств защиты. Есть еще один, еще более подлый и изощренный трюк экстрасенсов, проводимый на массовых сеансах «исцеления». Ради избавления от болезни одного человека экстрасенс отбирает жизненные силы у нескольких других участников магической цепи, имевших несчастье обратиться к чародею за помощью. Ради одного эффектного исцеления экстрасенс калечит несколько человек. Самое же страшное в действиях колдунов-экстрасенсов – это не вред, причиняемый бренным телам людей, а страшные раны, наносимые бессмертным человеческим душам. Основой колдовских опытов над беззащитным человеком является непременный прокол сознания, расчищающий дорогу для проникновения бесовских полчищ. Вот почему среди обращающихся к колдунам, да и в их собственной среде так часты сумасшествия и самоубийства.
Все, кто для блага призывают бесов, есть чародеи, скверноубийцы и обманщики .Для православного сознания чародей (как бы он ни назывался – экстрасенсом иди любым другим фальшивым именем) представляется опаснее, чем уголовный преступник, ибо он – душеубийца. Среди нынешних «экстрасенсов низших ступеней» могут оказаться и люди, неосознанно заигрывающие с силами зла, но «продвинутые экстрасенсы», несомненно, знают и не могут не знать, какому мрачному хозяину служат. Недаром Сам Господь наш Иисус Христос предостерегал не от убивающих тела, а от могущих душу ввергнуть в геену – и разуму каждого христианина должны быть внятны слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).
Истинный корень всякой болезни – грех. Если человеку удалить негодный зуб, но оставить его гнилые корни, может быть, такой больной и почувствует временное облегчение. Но потом начнет гноиться и нарывать десна, и уже не обойтись без мучительной операции. А случается и хуже: зараза от гниющей десны проникает в мозг, и человек умирает. Вот так же, залатав лекарствами внешние недуги, но продолжая коснеть в нравственных нечистотах, человек обрекает себя и на возобновление телесных болезней, и на мучительное умирание, и на вечную пагубу.
Чудеса исцелений, явленные Иисусом Христом и святыми Его последователями, были благодатным врачевством прежде всего для человеческих душ, а отсюда следовало и выздоровление тел. Недаром, обращаясь к святому врачу-чудотворцу Пантелеимону, мы просим прежде всего о духовном благе: Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Если же Господь сподобит нас высочайшего дара – очищения от греховной скверны, то, конечно, не откажет Небесный Отец и в таком малом даровании, как здоровье телесное.
И ныне, светло празднуя память Небесного покровителя нашего храма, Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, обратимся же к нему со смиренной надеждой, сознавая свое недостоинство, но уповая на его милосердие: Не возгнушайся греховных язв наших, помажи их елеем милости твоея и исцели ны; да здравы сущи душею и телом, остаток дней наших, при помощи благодати Божией, возможем провести в покаянии и угождении Богу. Ей, угодниче Божий! умоли Христа Бога, да дарует нам предстательством твоим здравие телес и спасение душ наших. Аминь.
Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган , руководитель отдела ЦБСС протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку