Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Земля, к которой ведет Бог

По благословению епископа Салаватского и Кумертауского Николая группа паломников во главе с настоятелем храма Михаило-Архангела, руководителем отдела ЦБСС Салаватской епархии протоиереем Романом Уточкиным совершила паломническую поездку на Святую землю с 22 мая 2013 г.по 29 мая 2013 г. Благословляя, Преосвященнейший епископ Николай сказал напутственные слова: "Есть ли в мире другая земля, где бы сочетались столько дорогих для сердца человеческих воспоминаний? Священная История Ветхого и Нового Заветов, все святоотеческое наследие и даже церковное богослужение неотделимы от земли, явившей миру Спасителя. Здесь кульминация истории человечества, ибо отсюда происходит наше спасение и примирение с Богом, крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа".

Как правило, приезжающие в Израиль впервые видят эту страну через окно иллюминатора. Удивительно, но даже чья нога не вступала на эту землю, все здесь может показаться знакомым и родным. К тому же есть две важные особенности: во-первых, вне зависимости от цели вашего приезда сюда в какой-то мере- это паломничество- путешествие по велению сердца. Во- вторых, время здесь не подчиняется общим законам мироздания. В Израиле прошлое, настоящее и будущее – это одно целое, не подвластное времени и вечности. Большинство из событий Ветхого и Нового завета произошли в этой земле.

«Зачем я лечу в Израиль? Что ждет меня? Что Ты хочешь сказать мне, Господь?» - вопросы , которые чередуются в разуме, а дух ожидает ЧЕГО-ТО в необычном нетерпении и трепете… И вот за окном мелькают красочные пейзажи Израиля. Глаз радует сочетание построек из белого камня и разнообразных цветущих кустов, пышных пальм и плодоносящих деревьев... Вот он – живой Израиль! Земля цветущая и плодоносящая, где камни не могут удержать Жизнь!.. Эти картинки будут повторяться, как лейтмотив, на протяжении всего времени. А между ними: великое Галилейское море, Голанские высоты и Долина Слез, Кумран, Мертвое море и очень живое Средиземное… Но сердцем всей этой маленькой, но такой разнообразной страны был и остается Иерусалим! Библия оживала, и все становилось понятным и более глубоким.

Господь зовет нас к себе: «Придите…», зовет к общению с Собой, призывает нас: «Просите…». И для человека потребность общения с Богом – естественна. Он был создан, чтобы быть собеседником Творцу. Наш разговор с Богом – это внимательная молитва, чтобы Евангелие было для нас не просто книгой для чтения, а той книгой, с которой мы сверяли свою повседневную жизнь; регулярное участие в Святых Таинствах церкви.

Еще одна форма общения с Богом - паломничество на Святую Землю. Ведь Святая Земля, подобно Евангелию, есть слово Божие о Сыне Человеческом, обращенное к людям. Христос ходил по этой земле. И каждое паломничество в Иерусалим – это значит идти в землю, пройтись по тем местам, где Сам Христос ходил, где Он пострадал, где Он воскрес и вознесен на Небо. Намерение увидеть Святую Землю посещает человека по благодати Божией и благословляется Богом. Это Божий зов к человеку. Когда в первый раз разгорается в душе паломника желание посетить Святые места, на нем уже пребывает благословение Господне, а образ Святой Голгофы и Животворящего Креста Господня в русской душе всегда являются побуждением к паломничеству в Святую Землю.

Иерусалим – город мудрости и библейской святости. Это город – один из наиболее древних на свете. Упоминания Иерусалима бесконечны. Он известен как Золотой город, Святой город, Город мира…Иерусалим дорог всем христианам, так здесь закончил свою земную жизнь Христос. Здесь, в Иерусалиме, Он проповедовал и молился в Гефсиманском саду, здесь Его схватили и распяли на кресте, здесь Он воскрес. Здесь возникли, так называемые Святые сады, комплекс храмов, часовен и монастырей по Крестному пути (Виа Долороса – Путь Скорби). Поднимем глаза наши к небу и воззовем: "Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе я возложу душу мою" (Пс.142, 8). "Господь - защита моя и Бог мой - твердыня убежища моего" (Пс.93, 22). И услышим в ответ: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф.16, 24). Святые места, находящиеся в Иерусалиме, постоянно притягивают паломников со всего мира. Храм Воскресения Христова - главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия – часовня, содержащая Гроб Господень. Возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Храм огромен и величественен, состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. На его территории находятся самые важные святыни: место Распятия, гора Голгофа, Камень Помазания, место погребения Иисуса и многие другие важнейшие христианские святыни.

Вифлеем

Этот небольшой город имеет особое значение для всех людей, посетивших Святую Землю. Здесь родился Царь Давид, а через тысячу лет – Иисус Христос. Главная святыня города – Пещера Рождества, где появился на свет Иисус. Над пещерой был возведен Храм Рождества. В храм ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. Эти двери называются «вратами смирения».

Хеврон

Хеврон – один из древнейших городов мира. Здесь был похоронены Авраам и Сарра, Исаак с Ревеккой, Иаков с Лией. В конце XIX века Русская Духовная Миссия приобрела в Хевроне обширный участок земли с Мамврийским дубом - древнее дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт.18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт.18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, которому, как полагают, около 5 000 лет. На пути к таинственной пещере в древнем городе Хевроне, где находятся могилы праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии. Махпела — высокое каменное сооружение, чем-то напоминающее мавзолей, именно там за стенами в подземных пещерах и покоится прах старозаветных патриархов и их жен. Доступа к погребальным гротам нет, они находятся глубоко под землей. Из рассказов и легенд о пещере праотцев известно, что только нескольким людям за все существование мира удалось побывать в этих гротах. Из-за этого, по всей видимости, размещение кенотафов является также условным. В наши дни в этом святом месте открыто единственное небольшое отверстие в грот, через которое опускается немеркнущая лампада. В этом же месте находится знаменитый Мамврийский дуб.

Иерихон. Каранталь

Иерихон – город пальм – город, в котором первые следы жизни людей относятся к 8000 г. до Р.Х. Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. По дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, расположен монастырь Георгия Хозевита. Это один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу.К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный греческий мужской монастырь Каранталь.

Галилея: Назарет, гора Фавор,Магдала, Капернаум, Ярденит, Кана

Назарет— город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Совершенно неизвестный в библейские времена, этот город и в дни Спасителя был в презрении у современников. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46). И, однако, сюда был послан Архангел Гавриил в дом назаретского плотника Иосифа возвестить обрученной ему Деве Марии рождение от Нее Спасителя мира. Здесь провел Свое детство, отрочество и юность воплотившийся Царь Небесный. в 12-м веке, греками была восстановлена церковь над единственным в городе источником, называемым христианами источником Приснодевы. К этому источнику, или вернее, колодцу, т.к. он истекает в глубине каменной расщелины, во все времена приходило население Назарета черпать воду; приходили, несомненно, и Богоматерь и Божественный Сын Ее. И древнейшее местное предание приурочивает к месту этого источника Первое Благовещение. Пречистая, придя к источнику за водой, услышала слова: «Радуйся, Благодатная». Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки (1:30-38) произошло позднее, в доме, когда Она вернулась к Себе. На этом месте Святого источника построена живописная православная церковь Архангела Гавриила.

Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. В новозаветную историю гора Фавор вошла как гора Преображения. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 17, 21-28).Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе были построены величественный храм на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. В наши дни на горе Фавор находится греческий православный монастырь, где гостеприимно принимают паломников. Известны рассказы о чудесном знамении, которое бывает здесь в праздник Преображения Господня: вершину горы покрывает облако, напоминающее о чудесном Фаворском свете.

В Галилее, в местечке Магдала, находится Монастырь Русской Духовной Миссии в честь св. Марии Магдалины недалеко от места рождения святой. Обитель сооружена на том месте, где, по преданию, Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк. 16:9).

В нескольких километрах от Магдалы находится гора высотой 110 метров, которую называют горой Блаженств или горой Нагорной проповеди.

В Капернаум пришёл Иисус после изгнания Его из Назарета. Здесь Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24) В Капернауме расположена церковь во имя Двенадцати апостолов, принадлежащая грекам, храм построен на месте исцеления расслабленного.

По старой традиции - окунание в трех водах Израиля. Истинным паломником считался тот, кто омывался в Мертвом море, где просил у Господа очищения от грехов; в реке Иордан, где просил о Божественной благодати и помощи для последующего пути; в водах Галилейского моря, где просил об укреплении в вере. Из Евангелия мы знаем, что именно на этом море апостол Петр усомнился, что сможет пройти по воде.

Яффо. Лидда

Яффо (Иоппия) - один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффо. Согласно преданиям, именно на этом месте библейский Ной построил свой ковчег, а его первенец Яфет после Всемирного потопа вернулся сюда и отстроил город, отныне называемый по его имени – Яффо. Яффо занимает особое место для христиан. Здесь долгое время жил апостол Петр. Храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы — православный храм, находящийся на подворье Праведной Тавифы под ведением Русской духовной миссии в Иерусалиме. Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она была похоронена.

Лод (в прошлом Лидда и Георгиополь) — город в Израиле, расположенный в 20 км от Тель-Авива, недалеко от крупнейшего в стране аэропорта имени Давида Бен-Гуриона. Именно здесь жил и был похоронен святой великомученик Георгий Победоносец. В память об этом до арабского завоевания современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия»). Главная достопримечательность — гробница св. вмч. Георгия Победоносца, над которой была воздвигнута церковь.

Многие события Ветхого и, особенно, Нового Заветов связаны с Елеонской горой. Здесь Господь беседовал с учениками; сюда удалялся для уединенной молитвы, когда приходил из Галилеи; здесь, в Гефсиманском саду, провел страшную ночь перед крестным страданием в молитве ко Отцу. Здесь явился на сороковой день по Своем Воскресении, утешил апостолов, велел им никуда не отлучаться из города и ждать сошествия на них Духа Святаго: "Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1, 8). "И вывел их вон из города до Вифании... и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо" (Лк. 24, 50-51). "Облако взяло Его из вида их" (Деян. 1, 9). Когда Он возносился, явились апостолам два Ангела в белых одеждах, благовествуя последнее пришествие Господне: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 10-11).На вершине Елеона остался след Пречистой стопы Спасителя - камень, который расплавился при вознесении Господнем. С благоговением и горячей молитвой припали мы к этой святыне - Стопочке Господней, - благодаря Господа и воспевая: "Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа..." Каждый, я думаю, почувствовал в это время соединенность наших душ с невидимым, но всюду сущим Божеством, приведшим нас, грешных, к Своим святыням. Сладостно отозвались в наших сердцах слова, которые в утешение Своим ученикам и христианам всех времен сказал Христос пред Своим Вознесением: "Аз есмь с вами во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20).

С именем Гефсиманского сада, Гефсимании, Евангельского вертограда связаны одни из самых волнующих священных воспоминаний о событиях их земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Это тихое место в восточной части Иерусалима у подножия Елеонской горы (за Иосафатовой долиной). Сюда любил уединяться Иисус Христос со Своими учениками для молитвы и бесед. Здесь, в глубокой тишине, одиночестве и смертной тоске провел Спаситель последнюю Свою ночь на земле в муках страдания и молитве Отцу до кровавого пота в то время, как ученики Его спали. На месте моления Его в древности была церковь, а сейчас это место огорожено каменной стеной, в основании которой большой самородный "Камень Кровавого Пота" с красными прожилками, напоминающими о крестном подвиге Спасителя мира. Здесь, оставленный учениками, Господь был предан лобзанием Иудиным врагам (Мф. 26, 47 - 49). Сюда, согласно преданию, любила приходить Пречистая Матерь, вновь и вновь переживая трагические события из жизни Своего Сына, которые, как меч, пронзили Ее сердце. Здесь Она и почила сном смерти и нашла временное Свое успокоение.

Иерусалим… Молиться, чтобы Господь сподобил побывать в этом святом, благодатном месте, окропленным слезами и чаяньями миллионов поколений людей. Каждого в Иерусалим ведет Господь. На каком-то из этапов жизненного пути люди приходят к осознанию того, что, пройдя тернистый путь Христа, поклонившись святым местам, где Он родился, где проповедовал, учил вере и где был распят за грехи всего человечества, они очистят свою душу для спасения и жизни вечной. Как жаждет душа человека, побывавшего здесь однажды, вернутся сюда снова. Вернуться, чтобы прильнуть к неиссякаемому источнику Божественной благодати Святой Земли. Вернуться, чтобы прикоснуться здесь к Вечности. Вернуться, что бы ликуя, воспарить в этой стихии, стихии вечной жизни, для которой создана и к которой призвана человеческая душа.

Ни в одной стране мира человеческие радости не значат так много, как здесь.

Главное сокровище, которое остается после посещения Святой Земли — не сувениры или фотографии, и не приятные воспоминания, но «ожившая» Библия.

…есть на Востоке, под синим сводом небес, небольшой уголок земли, предназначенный издревле Самим Творцом быть сосредоточием чаяний всех народов и племен, ищущих истинного Бога и провидения Его на земле… В представлениях христианских народов обетованная эта страна всегда казалась вершиной мира, увенчанная Животворящим Крестом, на котором принесена была страшная жертва о роде человеческом…

Наша группа прошла все пути,ощутив очищение души и тела, соприкоснулась с той внеземной силой, которая наполняла сердца всех во все дни пребывания на Святой Земле. Как одно мгновение пролетели дни паломничества по Святой Земле, а каким долгим был путь в Иерусалим! Таким же, как и сам путь к осознанию самой веры…Но в сердцах останутся слова митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Дай нам Бог всегда ощущать в сердце этот Небесный Иерусалим, святую Голгофу, Сионскую горницу, где происходили события, имеющие прямое отношение к жизни каждого из нас. Дай нам Бог жаждать общения с Ним, искать благодати Его и всегда пребывать с Господом, соединяясь с Ним через святые Таинства».

Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган , руководитель отдела ЦБСС протоиерей Роман Уточкин


Назад к списку