Начало Великого Поста 2013
«Мудрые же, вместе со светильниками
своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф.25,4).
Православный христианин живет от Пасхи до Пасхи. Нет ничего более значительного в его жизни, как переживание страданий Христовых и светлого Его Воскресения. Еще задолго до Пасхи сердце православного трепещет при мысли о ней. Но чтобы достойно встретить этот «праздников праздник и торжество из торжеств», Святая Церковь с материнской заботой о нас установила время особенной покаянной молитвы – святую четыредесятницу. Увидеть свои согрешения и узреть грех, наиболее свойственный нам, признать его язвой, разъедающей нашу душу, возгнушаться им, возненавидеть, проклясть и горько оплакать его, а главное – не утаить его в глубинах души, но прийти ко Христу во врачебницу, показать язву греха во всей ее обнаженности Врачу душ и телес, стучаться в двери Его милосердия – вот смысл покаяния. Чтобы облегчить нам покаянный труд, дать возможность зорче узреть свои грехи, горько оплакать их, Святая Церковь в материнской любви к нам уготовляет в течение святой четыредесятницы духовную трапезу сокрушения и умиления. Весь строй богослужения далек от торжественности, слышны лишь редкие удары колокола, зовущие к покаянию. Чтение в храме преобладает над пением, в течение седмицы прочитывается два раза вся Псалтирь. Само пение – протяжное – располагает к сокрушению. Радостное благовествование Евангелия заменяется более суровым чтением Ветхого Завета. Но самое главное отличие великопостного богослужения заключается в том, что на седмице (кроме субботы и воскресения) не бывает торжественной и полной литургии. Святая Церковь, как мудрая мать, собрала для богослужения в эти покаянные дни все, что когда-либо было вознесено ко Господу молитвенным горением святых угодников и что может расположить нас к покаянию. Церковь, с одной стороны, напоминает нам о милости Божией, проявленной при сотворении мира и человека по образу Своему и подобию, с другой, напоминает о грехопадении первого человека, поучает нас грозными речами святого пророка Исаии. В эти дни в храме часто повторяется молитва кающегося Давида: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и воззвание благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лк.23,42). Многократно повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и владыко живота моего….» Святая Церковь призывает нас к молитвенному труду и спасительному смирению. При этом она учит не надеяться на свою только немощную молитву, но уповать на молитвенную помощь Царицы Небесной, святых угодников Божиих, призывать их на помощь. Канон святого Андрея Критского приводит нам на память множество событий из ветхозаветной и новозаветной истории – от грехопадения Адама до вознесения Христова и апостольской проповеди и тем побуждает наши души к покаянию, слезам и исповеданию. В этом каноне Святая Церковь призывает нас признать, что грех действительно омрачил и изранил нашу душу: «Погубих первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся». Приведя нас к осознанию своей наготы и стыду, Церковь зовет нас воспрянуть от греховного сна: «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй».
Вместе с тем, надлежит углубить наше понимание шести дел евангельского милосердия. Оказывая их телесно, послужим ближним и духовно, щедро делясь с ними благодатью Духа Святого…
Накормить алчущего... Истинным хлебом для бессмертной человеческой души является слово Божие – вечный евангельский глагол, исходящий из уст Христовых. Всякий раз, когда мы читаем ближним Священное Писание или пересказываем его, когда, размышляя о заповедях, делимся с единомышленниками святоотеческой мудростью, – совершается таинственное насыщение хлебом небесным, раздробляемым и раздаваемым нашими руками.
Напоить жаждущего... Водой живой, истекающей из сердец учеников, Христос называл Свое благодатное учение веры. Тот, кто имеет дерзновение учить (сам прежде исполнив постулаты веры), кто от богопознания переходит к богообщению, возвещая о вере словами и делами веры, тот подобен стоящему у колодезя человеку, всех подошедших угощающему холодной ключевой водой.
Одеть нагого... Нагим, обнаженным можно назвать человека, лишенного Христовых добродетелей, а вместе с ними – и благодати Святого Духа. Тот, кто может поделиться с ближним верою и любовию, кротостью и мягкостью, чистотой и целомудрием, мудростью и рассудительностью, – тот поистине облекает слушателя в чистые одежды радости и праведности о Господе!
Странника ввести в дом... Разве не странник ум человеческий, скитающийся на стране далече, давно оставивший Отчий дом – свое собственное сердце? Очевидно, никто не может воссоединить (даже собственные) ум и сердце, если не поможет ему в том Сам Бог… По-доброму, ненавязчиво назидая ближних, воспитывая их собственным примером, мы содействуем их просвещению, помогаем преодолеть расколотость и раздвоенность сознания, обрести цельность ума и сердца, стяжать единство души и тела, в согласии которых прославляется Бог!
Посетить больного... Вспомним, что Спаситель призывает не праведников, но грешников на покаяние, как врач преимущественно имеет дело не со здоровыми, а с больными. Мы, будучи собратьями по несчастью, должны немощи немощных носить, заботясь не о своей пользе, а о пользе ближнего. Не осуждая согрешившего, но жалея его, стараясь мысленно найти для его поступков хотя бы какое-нибудь оправдание, будем принимать его со всеми недостатками, как с любовью врач склоняется над кроватью больного с улыбкой надежды и ободрения…
Прийти к заключенному в темнице... Темницей неведения Божия называют иногда состояние неверия или противления со стороны человека воле всемогущего Бога. Умение словом просветить ум и умягчить сердце далекого от благочестия слушателя, вооружить его, бедного, щитом веры и мечом молитвы, ненасильственно привлечь в стан учеников Христовых – вот искусство из искусств, наука из наук! Кто ими владеет, того древний пророк именует устами Божиими, способными извести честное от недостойного! Таковых поистине должно именовать сынами Света, выводящими из мрака безбожия в чудный свет Христов всех, кто отзывается на благодать Божию и тянется к ней…
Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.
Пост – великий дар Божий, он обновляет нас покаянием и возвещает великую радость воскресения Христова и нашего спасения. Святая Церковь и в этой покаянной суровости не может скрыть своей радости о наступившем посте. Но, к сожалению, время Великого поста многими из нас воспринимается как время тяжелое, унылое. Некоторые в глубине души считают, что пост – бремя неудобоносимое и не нужное, что время высоких подвигов прошло. Мы живем не в монастырях и не в прежние времена, когда легче было соблюдать посты. Ведь Господь постился, апостолы постились и притом немало, все святые Божии держали строгий пост, так что, если бы дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Нарушением поста потерян рай, - соблюдение строгого поста должно быть в числе средств к возвращению потерянного рая. У кого есть забота о душе, тот начинает поститься, и чем сильнее забота, тем строже пост. Кто же отвращается поста, тому, верно, не дорого спасение.
Грех, исходя из сердца человека, действует в его теле, проявляясь, в том числе в чувственных похотях. Эти похоти расслабляют душу христианина и устремляются руководить его жизнедеятельностью. Диавол старается, главным образом, через тело отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотями своего тела, то, в конце концов, оказывается бессильным в борьбе духовной. В нем погаснет искра святого воодушевления, и Дух Святой не найдет места для Своего действования. Пост усмиряет страсти, иссушает их, а чревоугодие производит не чувствие души, окаменение, забвение смерти, взращивает страсти, особенно блудную. Сам по себе пост, однако, не может принести человеку душевный мир и спасение, если он не будет сообразен с той целью, ради которой к нему прибегают. Подвиг поста совершается ради ослабления греховных движений плоти и укрепления душевных сил. Не будет пользы от поста, который не простирается дальше перемены пищи и пития. Человека оправдывает пост не сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может быть самоцелью – это только средство в борьбе с грехом. Главное – то молитвенное, покаянное, смиренное состояние души, какое приобретает христианин во время поста. Святая Церковь в своих песнопениях раскрывает его подлинный смысл: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и приятный». «Кто ненавидит брата своего, - учит преподобный Ефрем Сирин, - тот перед Богом то же, что предающийся объядению… Кто постится и гневается и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Если ты постишься, то доказывай это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливого, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей. Если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души. Ты не ешь мяса. Не вкушай же глазами и нескромности. Пусть постится и слух, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и рыбы, а братьев угрызаем и снедаем?» «Пост состоит в том, чтобы не есть много, - говорит преподобный Серафим Саровский. – Не следует разбирать между снедями вкусными и не вкусными, что свойственно животным… Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему… Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабеет».
Если мы всей душой и сердцем воспримем мудрые и спасительные наставления о посте Святой Православной Церкви и ее святых отцов и будем послушны им, то уподобимся «мудрым девам», своевременно заготовившим елей (то есть добрые дела) в сосудах своих для достойной встречи грядущего Жениха – Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку