Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Неделя святых праотцов

Братия и сестры! Сегодня мы празднуем память святых праотцев, праведников Ветхого Завета, живших до пришествия Иисуса Христа. Этот день, этот праздник как бы переносит нашу мысль к началу творения мира. Приближается к завершению Рождественский пост. Сегодня Неделя Святых праотец. Следующее воскресенье – Неделя Святых отцов. Святые праотцы – это все святые Ветхого Завета. Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя .Мы прославляем сегодня всех ветхозаветных святых, которые были устремлены к пришествию в мир Христа и одновременно прообразовали Его явление. Мы возносим сегодня в наших молитвах имена Адама, Авеля, праведного целомудренного Иосифа, пророка Божия Моисея, царя Давида, Ионы, Иова, Авраама, Исаака и Иакова. Но как в сегодняшнее воскресенье, так и в следующее перед нами будет прежде всего предстоять икона святого пророка Даниила и святых трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены в печь вавилонскую. Святой пророк Даниил, раскрывающий в своих потрясающих пророчествах тайны всей истории человечества, то есть, первого и второго Пришествия Спасителя в мир, являет собой образ праведника, преследуемого за отказ поклониться идолам. Подобно трем отрокам в печи вавилонской, он всегда остается главным примером для Церкви всех времен, начиная с Ветхого Завета и не исключая Церковь Нового Завета. Этот пример становится всё более ярким, всё более обращенным к нам по мере того, как сгущается тьма истории. Он показывает нам, что значит пост и молитва, как дороги они для человека, любящего Бога. Когда с опасностью для своей жизни человек предпочитает хранить пост и молитву и через них стяжать благодать Божию, которая укрепляет его во всех испытаниях. Святой пророк Божий Даниил являет нам силу веры в гонениях. Это праведник, много раз побеждаемый и всегда побеждающий, когда он побежден, потому что с ним Господь. Он знает, что Бог никогда не оставляет верных Ему. Ветхозаветный пророк Даниил – это не только образ праведника, гонимого за верность Богу, но и пример того, как Бог избавляет всех, кто хранит Ему верность. Когда святой Даниил оказывается брошенным в ров со львами, его питает Сам Бог, показывая, что Он всегда дает то, что необходимо для жизни человеку, который хранит Ему верность. И самое замечательное в жизни этого угодника Божия, когда он отказывается поклониться идолу Ваала, в то время как и царь, и весь народ кланяются ему.

И вот, кто же такие были эти святые праотцы? Мы еще понимаем, как они могли быть предками Христа, если они принадлежали к избранному народу. Но не все праотцы принадлежали к избранному народу. И кроме того, откуда взялся сам избранный народ? Это потомки Авраама. А откуда Авраам взялся, из какого народа? Из самого обычного языческого народа, только Господь повелел ему оставить этот народ и идти за Ним. И вот, из того, как произошло избрание, будь то на примере Авраама, от которого произошел весь избранный народ, или будь то на примере каждого человека, который жил до Христа или после Христа, мы можем понять, что нам нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное. Нам нужно пойти за Господом, а за Господом нельзя пойти, если не оставить то, чем ты занимаешься. И как раз об этом говорит сегодняшняя притча, которую мы читали в Евангелии. А мы читали притчу о некоем богатом человеке, который приготовил брачный пир и позвал через слугу к себе в гости разных друзей. Но все эти друзья под разными предлогами отказались. И тогда тот человек разгневался и велел слугам звать просто всех, кого они найдут по дорогам, а из тех, кто отказались, никто, - сказал он, - не войдет на пир. Но мы понимаем, что это означает, что никто из них не войдет в Царство Небесное, потому что когда в Священном Писании упоминается брак или пир, то всегда речь символически идет о Царствии Небесном .Но за что же эти люди не вошли в Царствие Небесное? Очень характерно, что ни одна из тех причин, которые они называли, не содержала указания на то, что они пойдут заниматься чем-то греховным. Один сказал, что он купил село, т.е. землю, для того чтобы там трудиться, заниматься хозяйством. Другой сказал, что он купил пару волов и хочет их опробовать, т.е. тоже собирался трудиться. А ведь это, в общем, хорошо, что он трудится; он не грабит, не ворует, не предается разврату, а занимается тем, чем человек и должен заниматься. Третий сказал, что он женился, и это тоже не запрещено в Священном Писании. То есть ни про кого из этих людей нельзя сказать, что они пошли заниматься чем-то таким, что само по себе было бы греховным, и что поэтому они не вошли в Царство Небесное. Нет, они все пошли заниматься чем-то таким, чем они имели полное право, Богом данное право заниматься. Но просто из-за того, что они не оставили образа своей жизни, предпочли свои повседневные, пусть и вполне нормальные и не греховные дела обязанностям перед Богом, из-за этого так все и произошло. Из-за этого Господь сказал, что Он их не возьмет в Царствие Небесное.И вот, это относится к нам, к тому, что мы хотим быть избранными. Сегодняшнюю притчу Господь окончил словами: "Много званых, но мало избранных". Мы знаем, что званых, если так посмотреть, может быть, тоже не очень много, потому что все-таки не все люди являются зваными, не ко всем Господь обратился с проповедью.Но есть многие люди, которые точно являются зваными. К ним обращена проповедь христианства, они его узнали, причем к ним обращалась Истинно-Православная Церковь, и они узнали не ересь какую-то, а именно православие. И вот, все они являются зваными. Их много - много не вообще, а по сравнению - с кем? Господь ясно показывает, с кем - с избранными, с теми, кто действительно получит пользу от этой проповеди, потому что попадет в Царство Небесное. "Не всякий, глаголяй Ми: Господи, Господи! - говорит Христос в другом месте, - внидет в Царствие Небесное". Пользу получит только тот, кто послушается этой проповеди, кто ей поверит.Но что значит - поверить Богу? Ведь мы все, в принципе, верим в Бога, считаем, что Бог есть, что Он совсем неплох, что в Библии написана правда. Но от таких мыслей, пусть даже они и правильные, очень далеко до того, чтобы действительно решиться как-то изменить свою жизнь. А от решения изменить свою жизнь в чем-то, что нам не очень важно и не очень жалко, еще тоже очень далеко до того, чтобы изменить ее в том, что нам важно, что нам не хочется менять. Но настоящее изменение человека, которого Господь требует от каждого из нас, чтобы мы вошли в Царствие Небесное, требует действительно изменения в чем-то таком, в чем нам трудно меняться . Поэтому будем понимать, что Господь зовет, но если мы отказываемся, даже под благовидным предлогом, как люди из сегодняшней притчи, то мы не войдем в Царствие Небесное. Что нам делать, чтобы не отказываться? Если мы чувствуем, что есть какая-то заповедь, которую мы уже сейчас должны исполнять, то это значит, что мы можем ее исполнить, а это, в свою очередь, значит, мы должны ее исполнить...

Имеют жизнь растения, но душа их представляет собой только некую силу, способную к питанию и росту. Имеется душа у животных, но и она совершенно отлична от человеческой. Животные руководствуются инстинктами, они имеют только чувства и представления – зачатки мышления, но они не могут подняться мыслью своей от этой земли, они всецело привязаны к ней, они смертны, как смертна материя.И затем Господь творит человека – венец мироздания. Он приготовляет Вселенную для человека, как бы некий дом. Господь творит человека из земли и вдыхает в него дух жизни.И потому, будучи по телу близким другим существам, живущим на земле, по духу своему человек подобен Ангелам. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А в самом человеческом существе небо и земля соединились. Через человека должно произойти преображение и одухотворение всего Космоса, всей Вселенной. Из существ, сотворенных Богом, лишь человек является образом и подобием Его.

Бог – великая Мудрость, – и человеку дан разум.

Бог – есть Дух, – и душа человека не материальна.

Бог – есть Любовь, – и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство.

Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей.

Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него. В свободе воли начало вечного спасения человека, в свободе воли и возможность вечной погибели.

Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя – это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея – юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей – основу Ветхого Завета.

Время от Моисея до Христа Спасителя – это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, – последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но «последнее время» – это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...

Итак, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: «Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями». Праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые – в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.

И сейчас, в храме Михаило-Архангела поселка Зирган, у каждого верующего есть возможность прикоснуться к великой святыне- частицам с места упокоения Праотцов и Праматерей, и попросить святых молитв всех Праотцов к нашему Творцу, Отцу Небесному ,попросить о молитвенной помощи.

Приидите, да восхвалим собор праотцев: Адама, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова, Моисея и Аарона, Иисуса Навина, Самуила и Давида, с ними же Исайю, Иеремию, Иезекиила и Даниила, и дванадесят пророков, с ними Илию, Елисея, Захарию и Крестителя Иоанна и прочих, провидевших и проповедовавших, что Христос есть жизнь и воскресение рода нашего .Аминь.

Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку