«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат …»
Традиция поклонения мощам восходит к ранней Христовой церкви (I ст. нашей эры). И возникла она в столице римской империи среди первых гонимых христиан, в подземных – катакомбных – церквах . Язычники Рима, а среди них – вся императорская рать, не принимали христианских верований и преследовали апостолов.Иноверцев-христиан бросали на арену Колизея на растерзание голодным львам и леопардам. Останки тел мучеников просто выбрасывали: их подбирали последователи растерзанных за веру. В подземельях останки укладывали в гробы, на которых и проводились первые службы Божьи. Это было моление за души, ибо христианская вера предполагает, что человек бессмертен: тело есть временное вместилище его духа и души. С этого и началось поклонение мощам.Многие мощи не сохранились в целости потому, что в те времена, согласно канонам Вселенского собора 325 года, при возведении наземных церквей нужно было под престол (алтарь) обязательно положить хотя бы маленькую частичку мощей какого-нибудь святого и кусочек Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест сохранялся в Константинополе, и всем восточным церквам, даже сельским, которые приняли крещение от Византии, давали от него частичку.Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплен в 787 году на VII Вселенском соборе.
Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями и по учению Православной церкви являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых.По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. VII Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».
Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого.В VIII веке Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».
Мощи святых в православных храмах. В каждом православном храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце или вкладываются в антиминс храма .По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6.9). Использование мощей святых при совершении Литургии, по учению Церкви, символизирует собой участие всех христиан – живых (от церкви земной) и усопших (от церкви небесной) при принесении бескровной жертвы. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого Таинства: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…». Приходите к мощам с верою. Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo – оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни. В Деян. (19.12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела апостола Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов. Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.
Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6.19; 3.17). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.
Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6.20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6.19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.
Это уважение выражается:
– в благоговейном собирании и хранении мощей;
– в торжественном открытии и перенесении их;
– в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
– в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
– в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.
Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках, что они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.
«Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». Почитая святые мощи, православные верующие верят не в «мощь», не в «могущество» или силу самих по себе останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-
то в этих телах. Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нем Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.
Божественная благодать святых мощей открывалась и открывается во многих сверхъестественных действиях на верующих, действиях столько же разнообразных, сколь разнообразны нужды и потребности человека. Она осеняла своею животворною силою и душу, и тело человека, врачевала болезни телесные, прогоняла демонов, исцеляла язвы душевные, утешала, ограждала и защищала от внешних бедствий не только частных людей, но и целые Церкви и общества христианские. Все это доселе подтверждалось и подтверждается опытами. Чудодейственная сила святых мощей с древних времен христианства оказывала свои чудесные благотворные действия. Приведем несколько свидетельств святых отцов и учителей.
Чудесны действия мощей в исцелении болезней и изгнании демонов. Святой Иоанн Дамаскин в изложении веры говорит: "Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное... Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою" .
Святой Ефрем Сирин в похвальном Слове всем мученикам говорит: "Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса".
Святые мощи благотворно действуют не только на тело, но и на душу. Душа грешная, обремененная угрызениями совести, при мощах святых находит мирное прибежище, отраду и утешение. И не только части мощей оказывают благодатное сверхъестественное действие на верующих, но даже соприкосновенные с ними вещи. Всесильная Божественная благодать обитает в таком изобилии и полноте, что проникает и последние и в соприкосновенных со святыми мощами вещах так же действует на верующих, как и в самых мощах. И это не может подлежать сомнению: известно, что платки и полотенца, бывшие на теле апостола Павла, исцеляли больных и изгоняли злых духов . Самая тень апостола Петра подавала исцеление больным и бесноватым .
Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому сии вещи издревле были предметом благоговейного почитания верующих.
Словами святителя Иоанна Златоуста заключим сказанное выше: «Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастье или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо «утверждает их счастье», и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, «ибо отвращает болезни».
Если святые мощи это богатые вместилища небесной благодати и в таком изобилии изливают ее верующим, что не только чрез себя, но даже чрез бездушные вещи действуют на них самым благотворным, чудесным образом, то это уже, выше всякого сомнения, обязывает христиан оказывать благочестно глубокое почтение святым мощам как живым и действенным органам даров Духа Святого. Малейшее небрежение и невнимательность к ним будут уже противлением, небрежением, отвержением Божественной благодати, которая желает чрез них ущедрять верующих, будет тяжким грехом против Святого Духа.
Частицы мощей святых в нашем храме. Велика милость Божия – и в нашем храме обитают частицы мощей святых угодников Божиих: частица от главы Великомученника и Целителя Пантелеймона, частица мощей Великомученницы Екатерины, частица мощей Благоверного великого князя Александра Невского, частица мощей Блаженной старицы Матроны Московской.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин.
Назад к списку