Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Пьянство

Возлюбленные во Христе братья и сестры! Среди разных пороков, унижающих и порабощающих человека, едва ли не самый отвратительный — это греховное пристрастие к систематическому и безмерному винопитию. Вспомним, что говорит Священное Писание, как оно бичует пьяниц, как предупреждает тех людей, которым угрожает впадение в омут безудержного винопития. Пророк Исаия говорит: "Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. пива) и до позднего вечера разгорячают себя вином" (Ис. 5, 11). А пророк Иоиль так восклицал: "Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино" (Иоил. 1, 5). Пророк Осия называл пьянство отвратительным грехом (Ос. 4, 18) и предостерегал, что вино и напитки завладевают сердцем человека (Ос. 4, 11). Премудрый Соломон в своих Притчах так высказывается о пристрастии к вину: "Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). "Не будь между упивающимися вином… потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют" (Притч. 23, 20–21); "У кого вой? у кого стон?.. у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином"; "Не смотри на вино… как оно искрится в чаше… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" (Притч. 23, 29–32).Как видим, Ветхозаветное Священное Писание не только категорически осуждало грех пьянства, но и указывало на трагические его последствия: болезни, обеднение, горе в семье.Священное Писание объясняет и причины, порождающие порок пьянства. Эти причины состоят в отсутствии у пьяниц веры в будущую вечную жизнь, в их всецелом уповании на безнаказанность наслаждений, получаемых в земной жизни. Они говорили в отчаянии: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22, 13). Ветхозаветные Священные книги одобряют тех, кто имеет полное воздержание от спиртных напитков. В книге пророка Иеремии сказано: "Слова Ионадава… который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня" (Иер. 35, 14).

Христианин должен понимать свое высокое человеческое предназначение, определенное Самим Иисусом Христом - Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), то есть необходимо всегда стремиться к духовному совершенству. На этом пути православный христианин должен всегда равняться на Богочеловека Иисуса Христа и святых Его. О высоком достоинстве Крестителя Господня Иоанна сказано: он никогда «не пил вина и сикеры» (Лк. 1, 15). Пьянство на пиру у Ирода стало причиной гибели Крестителя Иоанна. Вот как написано о пьянстве в поучении на Усекновение главы Иоанна Предтечи: «Кий прибыток пьянства и объюродения, и насыщения брашен - токмо страсти родятся. Кий мног плод пьянственный - токмо блудня плясовица вертением пляса и угоди Ироду пьянственному, и главу Иоаннову испроси отсещи. Отбежим, братие, пьянственного сего злаго навыка». Новый Завет предъявляет к людям не менее строгие требования безусловной трезвости. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством" (Лк. 21, 34). Святые апостолы призывали христиан хранить трезвость и воздерживаться от злоупотребления вином: "…Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству…" (Рим. 13, 13); "не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф. 5, 18); "…Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается… пьяницею… с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11); "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Святой апостол Павел, обращаясь к своему ученику Титу, советует ему наблюдать за тем, чтобы старые женщины не порабощались пьянству, учили добру, вразумляли молодых… (Тит. 2, 3, 4).Как ни прискорбно, некоторые христиане продолжают вести безнравственную жизнь, порождаемую тяжким недугом пьянства, разрушающим основы личной и семейной жизни, ведущим к ухудшению здоровья и душевной пагубе. Алкогольная проблема в современной России принимает масштабы «гуманитарной катастрофы», приводя страну к одному из самых высоких в мире показателей по уровню смертности, преступности, сиротства.

Алкогольная и наркотическая эпидемия - наша национальная трагедия, ведь масштабы экономических потерь увеличиваются с каждым годом, число умирающих превышает число рождаемых, растет число абортов, больных детей, травм и аварий, самоубийств и т. д. Сейчас на россиян действуют многие негативные факторы: стрессы, загрязнение окружающей среды, низкое качество продуктов питания, но самое опасное воздействие производит алкоголь.

Особое внимание обращал святой Иоанн Златоуст на пьянство женщин как на весьма дикое и неестественное явление. Он писал: "Нет ничего отвратительнее женщины, преданной пьянству; цвет лица ее увядает, ясность и кротость глаз помрачаются. Как неприятна женщина, дышащая зловонным и испортившимся вином, отрыгивающая испарения гнилого мяса, отягченная так, что не может встать!".. (Том 9, стр. 254).

Кстати, о болезнях. Как свидетельствует современная медицина, люди, подверженные алкоголизму, как правило, не доживают до старости, они уходят в вечность значительно раньше людей, ведущих трезвый образ жизни. Они всякую болезнь переносят значительно труднее, так как их организм уже расшатан, и болезнь удобнее и легче распространяется в таком организме. Самое же страшное состоит в том, что у алкоголиков постепенно отмирают клетки мозга, и чем чаще и больше человек употребляет алкогольные напитки, тем большее количество клеток головного мозга гибнет безвозвратно. А отсюда следует: значительная потеря памяти, расстройство нервной системы, ослабление творческих мыслительных сил.

Особо нужно сказать о наследственности. Известно, что у родителей - алкоголиков очень часто рождаются дети - уроды, либо дети с расстроенной с детства психикой. Иногда последствия алкоголизма наблюдаются на внуках и правнуках. Можно назвать безумными тех мужа и жену, которые на своей свадьбе напиваются до потери сознания. Этот поступок напоминает самовольное посягательство на жизнь потомства.К сожалению, многие люди или забыли, или вовсе не знают о приведенных выше наставлениях и советах. Правда, в былые времена в России считалось недопустимым, чтоб жених и невеста даже прикасались к вину во время свадьбы.

Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10).Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению.

Сегодня горько смотреть на то, что происходит с нашей молодежью, на ускоряющееся ее духовное падение, разнузданность и разгул страстей, потерю внутреннего и внешнего благообразия. Все это происходит от оскудения духовных сил, от нерадения о спасении души и происходящего от этого греха. И если ранее, при советской власти, порядок держался на запретах и подавлении инакомыслия, то после смены этого режима насильственное удержание в рамках порядка стало невозможным, опоры на внутренние основы веры и совести во многом утрачены. Поэтому увеличивается греховное безобразие, то есть действия без образа Божия.

Почему же люди пьют? Или от непонимания степени вреда, или от беспечного отношения к делу своего душевного спасения. Многие пьющие находят себе оправдание, что «все так делают», да и сказано в псалме: «Вино веселит сердце человеку». Да, но веселие наше должно быть о Господе, а не от упивания вином. Господь в Евангелии говорит Своим ученикам о новом молодом вине, которое нельзя вливать в старые мехи. На Тайной Вечери Христос сказал: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Слово Божие, принесенное на землю Христом - это и есть молодое вино радости о спасении нашем, о великой встречи нашей с Господом, чтобы духовно преобразившись с Ним «пить новое вино в Царстве Божием» (Мр. 14, 25). В хвалебном акафисте Богородице, Родившая Христа, подающего нам спасение, сравнивается со зрелой гроздью винограда, источающей вино, которое веселит души. Вот о каком вине и веселии говорит Святое Писание. Но если вино употребляют, чтобы искусственно вызвать веселие, значит, душа лишена истинного веселия - общения с Богом. И если пьют вино, желая уйти от земных забот и огорчений, то это большая ошибка, поскольку в Библии есть такие слова о винопитии: У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, кто долго сидит за вином... Как змей оно укусит, ужалит, как аспид (Прит. 23, 32).

Тем же, кто оправдывает умеренное употребление вина, ссылаясь на то, что это позволяется церковным уставом, можно сказать: да, в уставе есть разрешение в определенные дни употреблять вино «по чаше». Но заметим, что - вино, а не водку и другие крепкие напитки, причем вино в те времена пили сильно разбавленным.

В правилах святых апостол можно прочесть наставление «не удаляться вина, считая его мерзким и вредным», поскольку «ни в чем созданном Богом нет зла» (51-е пр. св. апостол). Церковью допускается употребление натурального виноградного вина, то есть, по сути, слабоалкогольного сока, который перед употреблением разбавляли водой. Во времена апостолов Павла и Тимофея именно такой натуральный напиток при необходимости разрешался в малых количествах. Никакое добавление спирта в вино Церковь не благословляла, а также не благословляла питие водки, коньяка, ликеров и прочих дурманов. Так называемое «вино», которое продается сегодня в магазинах и ларьках, безусловно, ведет к разрушению здоровья, увлекая человека на край глубокой пропасти, в которую он рискует в любой момент сорваться.

Пьющий совершает грех тем, что подавляет в себе все богоподобное и человеческое, разрушает разум - высший дар Творца. Стремясь погубить человеческую душу, дьявол внушает пьянице низменные наклонности и дурные помыслы; бес пьянства, завладев душой и телом человека, превращает его в свое послушное орудие. Поэтому так необходимо постоянное внимание к своему внутреннему состоянию, чтобы вовремя заметить и преодолеть бесовские искушения и козни. Христианину нужно помнить, что он ведет постоянную духовную войну с дьяволом, и что наша брань, по слову апостола, «не против плоти и крови, но против духовов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), что бес, по словам святителя Иоанна Златоустаго, не оставляет человека, который впал в грех пьянства, до тех пор, «пока или не уподобит его себе или не доведет до самоубийства». Аггелы тьмы будут преследовать своего подопечного до конца жизни, если он не будет с постоянным усердием, уповая на помощь Божию, бороться с этим злым пороком. Борьба с привычкой к пьянству, это нелегкая духовная работа, которую нужно осуществлять постоянно, не смущаясь сложностью и утомительностью, преодолевая греховные наклонности и не теряя надежду на ту Божию силу, которая все может. «У человека это невозможно, но не у Бога, вся бо возможна Богу» (Мф. 19, 26).Святые, рассуждая о вреде для души пьянства, говорили: когда человек бывает под властью дьявола, так это особенно в пьянстве, ибо никто так не бывает любезен дьяволу, как пребывающий в пьянстве, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница. Пьяные подобны идолам, которые очи имут, и не видят, уши имут, и не слышат (Пс. 113). Чего трезвый не сделает, на то пьяный дерзает, поэтому святые учат: чтобы избавиться от пьянства, надо чаще вспоминать свои грехи, соделанные в пьяном виде.Православная Церковь всегда утверждала трезвость, как норму жизни и путь ко спасению души. Пьяницы Царствия Божия не наследуют - предупреждает Апостол (1 Кор. 6, 9) Премудрость гласит: Вино глумливо, сикера - буйна, и всякий, увлекающийся ими, не разумен (Притч. 20, 1). Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 31, 29).А святитель Василий Великий предупреждает: «Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго. Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования».Пока человек живет, он может и должен изменяться к лучшему, становясь новым Божественным творением с помощью покаяния и Божией благодати. Победить страсти очень тяжело, требуется немало усилий и времени, чтобы сорняки греха удалить с корнем из души навсегда. Но как бы ни было болезненно и тяжело отсекать греховные привычки, это надо делать, иначе грозят вечные муки в будущей жизни и страдания, беды и несчастья - в жизни земной. В Евангелии Господь призывает вырвать глаз или отсечь руку, если они соблазняют. Здесь Христос говорит о страстях, которые так глубоко входят в наши умы и души, что они становятся нам близки, как органы тела. И мы должны отсекать дурные наклонности или привязанности, как бы тяжело и болезненно это ни было. Страсть к вину - это пожар души, это болезнь, и ее опасность надо почувствовать, признать и лечить, обратившись со смирением к Врачу душ и телес - Господу нашему, Который нас любит и, любя, обличает, вразумляет, наказует и прощает, если мы искренне просим этого. Вместо винной искусственной радости нам нужна радость подлинная - небесная, обретаемая через покаяние. Омойтесь и чисти будете, удалите лукавства ваша от душ ваших, научитесь добро творити, - говорит Святое Писание, - и если грехи ваша будут как багряное, как снег убелю вас (Ис. 1, 18) - так действует на душу покаяние.

Пьянство - наш общий грех, стыд и боль, поэтому борьба с ним - наша общая задача. Никогда наш великий и славный народ не падал так низко в грехе пьянства. Россия находится сегодня перед опасностью выродиться, вымереть, исчезнуть уже в ближайших поколениях. Воплем об опасности звучат слова: Господи, ты бьешь их, но они не чувствуют, Ты исправляешь их, но они не исправляются (пр. Иеремия).Братия и сестры! Никто из нас не должен считать, что эти проблемы нас не касаются, поскольку гибнут души наших близких. Исцелимся от пьянства и прочих пороков, поможем нашим погибающим братьям и будем верить, что Господь поможет нам, ибо, что невозможно у человека, возможно у Бога (Мр. 10, 27).

Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней "тихой" жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: "…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20).Аминь.

Настоятель Храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин.


Назад к списку