О милосердии
Один юноша, соблюдающий закон, спросил у Иисуса Христа: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Он же сказал ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Понятие жизни в наш разрозненный век, когда люди отчуждены друг от друга, ищут утешения и ничего не могут найти для души своей, стало расплывчатым и неопределенным, утрачивает христианский смысл и понятие о ближнем. Нам проще воспринимать человека отдаленного от нас, на дальнем расстоянии человека легче любить, легче проявлять о нем заботу и милосердие. Но понятие о ближнем и смысл нашего отношения к нему раскрывается в следующей притче: Один человек по дороге из Иерусалима в Иерихон попал в руки разбойников и был избит. Его раздели и ограбили, оставив лежащим при смерти на дороге. Шел этим путем священник и не обратил никакого внимания, шел этим путем левит и тоже не обратил никакого внимания на лежавшего умирающего человека. Шел той дорогой также самарянин, который морально и по справедливости мог бы не обратить внимания на умирающего человека, потому что самаряне не общались с иудеями, но, тем не менее, самарянин сжалился, как говорит Евангелие, над этим человеком, промыл его раны, перевязал, довез до ближайшей гостиницы и заплатил за него. Спрашивает Христос после этой притчи: «Кто же для нас ближний?» И слышит ответ: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же». Ближний для нас тот, кто оказывает необходимую помощь, когда мы в этом нуждаемся, независимо от национальности и даже вероисповедания. Если человек помогает человеку – это естественно, это законно, это необходимо. Какое же мы, братья и сестры, имеем отношение к этой притче? Может быть, она к нам не относится? Может быть, она устарела? Нет, она всегда нова, потому что все рассказы Христа Спасителя, которые Он освятил устами Своими, произносятся различными учениями на предмет преподания Закона Божиего. Мир наполнен людьми, которые нуждаются в помощи: ранеными, избитыми, больными, брошеными, одинокими... И наша задача, братья и сестры, если мы христиане, пытаться помочь тому, кто попадает в беду, иначе и быть не может. С христианской точки зрения, милостыня, которую мы подаем, не определяется количеством и качеством поданного. Определяется эта милостыня, прежде всего, трезвым умом и чистым сердцем. Мы обязаны помочь ближнему, не вникая даже в подробности того, что с человеком произошло. Таков закон Христов, таков закон христианства. Самарянин, как мы уже слышали в притче, имел моральное право пройти мимо умирающего человека, но он этого не сделал, мы также не должны этого делать. Мы не должны разбираться, кто попал в беду, кому мы помогаем, и что из этого будем иметь, прежде всего, мы должны иметь милость.Милостыня – это основание христианства. Первую и величайшую милость оказал Господь наш Иисус Христос роду человеческому, совершив его спасение и избавление от смерти. Милосердствовали и святые апостолы, наученные от Христа. От апостолов мы приняли благодать и истину, поэтому должны слушаться их повелений. Милостынею спаслись многие люди, которые удостоились быть с праведными. Милостыня продиктована жизнью нашей, ибо кто из нас не желает и не требует к себе милостивого отношения и разумения?! И все это должно делаться, исходя из слов Священного Писания, в котором говорится, что Господь Милосердный одинаково посылает дождь грешным и праведным, одинаково повелевает солнцу восходить над грешными и праведными. Вот такая постановка вопроса должна быть для нас назиданием. Мы должны быть проникнуты таким духом, которым была проникнута бедная вдовица, положившая две копейки в кружку церковную. Господь эту жертву превознес выше всех жертв, потому что дала она ее от сердца, от души, с пониманием, с тем чувством, с каким должно делать всякое доброе дело.Будем же, братья и сестры, помнить, что милосердие – это наша задача, это наша цель, это наша жизнь, без которой невозможно достигнуть спасения. И будем молиться вместе с Церковью к Божией Матери: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице Дево». Аминь.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку