О самарянке
Чудны и премудры дела Божии. Первым, кто вошел в рай, оказался разбойник, первыми, кому явился Господь воскресший, были жены мироносицы, первым человеком, которому Господь открыл Себя, сказав, что Он Мессия, была женщина самарянка. Сегодня Церковь воспоминает это событие. После Пасхи иудейской Господь с учениками возвращался из Иерусалима в Галилею. Подошли они к колодцу Иакова выпить воды. Ученики ушли за провизией, а в это время пришла за водой женщина самарянка. Господь с ней заговорил, видя ее внутреннее расположение, настроение. Она удивилась, потому что иудеи были очень высокомерны, считали, что им недостойно общаться с иноверцами, с людьми другой веры, религии. Самарян они также презирали. Но Господь, видя чистоту и открытость этой женщины, попросил ее: "дай Мне пить" (Ин.4:7), и она ему не отказала, заметив только: "как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Ин.4:9). И тогда Господь ответил: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10). "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14). Женщина, конечно, не поняла ответа Спасителя. Тогда Господь повелел ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда" (Ин 4:17). И женщина правильно ответила: "у меня нет мужа" (Ин. 4:17). Господь сказал: "правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Ин.4: 17-18). Своим ответом самарянка показала, что ее внутреннее желание - это не страсть, не привязанность к мужу, а искание духовного успокоения, искание Бога. Именно это постоянно ее беспокоило. Она задает вопрос своего сердца о месте поклонения Богу: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме" (Ин.4:20). Она ищет место присутствия Бога на земле. Господь разъясняет ей, что это место не на земле, а в душе и сердце каждого человека. Он говорит ей, что "настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23). Женщина отвечает: "знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все" (Ин.4:25). Тогда Господь добавляет: "это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4:26).Господь в Своих проповедях, притчах, использовал премудрость Божию, существующую в тварном мире, для того, чтобы через мир видимый, который мы знаем, в котором живем, люди познавали мир духовный, невидимый, Небесный. От земных понятий, часто очень простых, Господь возводит человека к понятиям духовным, возвышенным, Небесным. Удивительно не то, что Господь заговорил с женщиной, блудницей можно сказать, а удивительно, как она Ему отвечала, как вела себя. Женщины обычно страстные натуры, и самярянка не оказалась исключением. Она искала в жизни радости, счастья, думала, что это зависит от мужа, меняла мужчин, но не могла насытить свою душу. Душа искала чего-то иного. Она не прилепилась ни к страсти, ни к мужчинам, несмотря на то, что имела многих мужей, и ответила Спасителю, что нет у нее мужа. Нет у нее желания, страсти. Ее душа требовала чего-то более возвышенного. Страстный человек ответил бы по-другому, сказал бы: "Какое Вам дело до моих мужей?" или еще до чего-то, обнаруживая в себе страсти и привязанности. А эта женщина показала свое бесстрастие и заговорила на духовные возвышенные темы. Душа ее искала Бога. Ее окружали многие люди: родственники, дети, знакомые, а она ходила и жаждала благодати, зная, что надо молиться, чтобы обрести покой внутренний, духовный, надо понять, что здесь, на земле, страсть попирает этот покой, лишает человека внутреннего умиротворения. Господь отвечает на вопрос ее сердца тем, что придет скоро время, когда и она, и другие в душе обретут Бога. И не обязательно приходить в Иерусалим, на гору Горезим. Благодать живой воды проистечет из источника Божественного, и этим источником является Он
Сам. И женщина забыла обо всем, ее сердце на самом деле почувствовало, что она обрела Бога. Она поверила Ему. Она забыла даже, зачем пришла к этому колодцу, что ее ждут с водой, оставила кувшины и побежала, поторопилась в свое селение, чтобы эту великую радость принести своим ближним, окружающим, поделиться тем, что она всю жизнь ожидала, искала и, наконец, нашла. Господь может спасти любого грешника, какой бы он не был. Господь не может спасти только того, кто себя делает иллюзорным, призрачным праведником, не замечает своих грехов, а подобно фарисею видит только свои достоинства, не знает правды о себе и старается обмануть себя и Бога. Такого мнимого праведника, а, можно сказать, закоренелого грешника, Господь спасти не может. Почему-то большинство людей являются именно такими: лживыми праведниками. Ищут и духовников, и собеседников, которые бы им говорили постоянно о том, какие они хорошие, праведные, замечательные люди. И в этой лжи нам приятно жить. Женщина самарянка оказалась выше всего этого. Она сразу же сказала, кто она такая: страшная грешница, которая хочет исправиться, ждет Мессию, Который поможет ей стать другой. И Господь, видя ее чистое сердце, рассказывает ей о том, что есть вода, которая дает жизнь всему существующему на земле, и без нее умирает все: и животный мир, и растительный, и человек, но есть иная вода - вода благодати, которая оживляет душу человеческую. Без этой благодатной живой воды, без благодати, так же, как здесь, в мире, умирает растительность и животные, умирает душа человеческая. Только, когда человек питается благодатью Божественной, он оживает, и не просто оживает, а сам становится источником живой благодатной воды, благодати Божественной, и для других. Без благодати Божественной не может человек достигнуть Царствия Божия, а с ней он обретает жизнь вечную, спасается сам и помогает другим. Впоследствии эта женщина крестилась с именем Светлана (Фотиния) и приняла мученическую смерть за Христа при императоре Нероне. В конце мучений с нее содрали кожу и бросили ее тело в колодец. У колодца началось ее благодатное общение с Богом, и здесь же закончилась ее земная жизнь. Церковь нам рассказывает о встрече самарянки со Спасителем в эти Пасхальные дни, потому что каждому из нас необходима такая же встреча. Как и самарянка, мы все ходим по грешной земле, в страстности, в грехах. Нашей душе не хватает благодати Божественной, без нее она умирает и никак не может успокоиться. Мы ищем Бога, встречи с Ним, но не можем встретиться. Потому что и тогда, когда жил Спаситель, многие с Ним встречались, не одна самарянка, но делали это лукаво, не с чувством покаяния и сокрушения о себе, о своих грехах, а для того, чтобы выискать что-то в Спасителе. Не для того, чтобы попросить у Него помощи в духовном делании и внутреннем совершенствовании, а чтобы осудить, поносить Спасителя за Его же добродетели, Его благодать, Его любовь к нам, Его благодатную живую воду, которую Он принес каждому из нас. Мы никак не можем здесь, на земле, найти успокоение своей душе. По своей страстности, греховности, как и самарянка, ищем мужей, жен, богатства, страстей, а душа скорбит и плачет. Церковь нам напоминает, что наше спасение, очищение нашей души - это наша ответная любовь к Богу, наш труд над собой, сокрушение о своих страстях, грехах, совершенных нами. Это постоянное обвинение себя. И тогда Господь окажется рядом с нами. Его благодать оживит наши иссохшие души. Мы ощутим радость встречи с Ним. Но любовь к Нему должна проявляться в нашей жизни. Это не только какое-то внутреннее общение с Ним, но и жизнь по Его заповедям, и необходимость слышать Его голос, Его обличение, и служение Ему в Духе и истине, ибо "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 5:24). Это и радость оттого, что Господь, несмотря на наше недостоинство, обращается к нам, возвышает нас, общается с нами. Нас могут презирать многие, как и самарянку, как грешников, но нам всегда радостно оттого, что нас любит Господь и Он нас никогда не презрит, всегда протянет нам руку помощи и Своей
Божественной любви. Постараемся в своей жизни ощущать себя грешными самарянами, просить помощи у Бога и стараться очистить свою душу, чтобы любовь Божественная и Его живая благодать вошла и в наши сердца и оживила нас к жизни вечной. Церковь на примере этой самарянки показывает, что Господь смотрит на сердце человеческое, что у Него первый тот, кто горит своей любовью к Нему, что Он избирает тех, кто Его избирает. В эти пасхальные дни, Церковь напоминает нам, что мы должны гореть любовью к Богу, забывая о своих, может, о каких-то нуждах, сжигая свои страсти, зная, что главное в жизни - это стремление нашей души к Богу, что мир и успокоение наступают только в Боге. Помолимся, чтобы Господь и нам помог возжечь в душе такую же любовь к Нему, как у этой самарянки. Аминь.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку