О расслабленном
Наша жизнь, которую мы часто пытаемся усложнить, на самом деле очень проста. Она состоит из простых понятий: добра и зла, любви и ненависти, Бога и диавола, жизни и смерти. Мы, получившие, может быть, образование, стараемся думать о жизни очень сложно и, когда слышим Евангельское повествование, которое нам рассказывает в простых словах самые сложные истины, нам кажется, что это не для нас, все слишком упрощенно, а верующие люди безграмотные, мало что понимают в жизни, живут как-то устаревши. А у нас все гораздо сложнее. На самом деле это иллюзия, и жизнь каждого человека состоит из простых истин, из черного и белого, а наше осложнение только затрудняет ориентировку в жизни, наше отношение к жизни и Богу. Четвертая неделя по Пасхе- неделя о расслабленном, исцеление Спасителем расслабленного. В Иерусалиме находилась купальня, вокруг которой были галереи. В них находилось множество больных, слепых, глухих, немых, расслабленных. "Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды" (Ин. 5:2-3). Изредка в купальню сходил Ангел, возмущал воду, то есть вода становилась мутной, даже иногда кроваво-красной, прообразуя Смерть Спасителя. Кто первый сходил в эту воду, получал благодать Божественную, исцелялся. "Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Ин. 5:4). Однажды Спаситель проходил мимо этой купальни, увидел человека, который тридцать восемь лет лежал, ждал, когда возмутится вода. "Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет" (Ин. 5:5). Но каждый раз кто-то раньше его сходил в воду и получал исцеление. Этому больному расслабленному Господь задает вопрос: "Хочешь ли быть здоров?" (Ин. 5:6). Естественно, каждый человек хочет быть здоровым, желает здоровья себе и всем окружающим. Расслабленный ответил утвердительно, и Господь ему сказал: "Встань, возьми постель твою и ходи" (Ин. 5:8). Расслабленный взял постель и пошел. Его встретили законники, фарисеи. Была суббота. Они его спросили, почему в день покоя, в субботу, он берет постель, занимается работой? "Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели" (Ин. 5:9-10). Бывший расслабленный сказал, что Тот, Кто его исцелил, повелел ему взять постель и идти. "Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи" (Ин. 5:11). "Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?" (Ин. 5:12). Расслабленный не мог точно ответить, Кто его исцелил. "Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте" (Ин. 5:13). После исцеленный пошел в Иерусалимский храм, скорее всего, для того, чтобы принести жертву Богу за свое выздоровление. Здесь его встретил Спаситель и сказал: "Не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже" (Ин. 5:14). Бывший расслабленный сразу же пошел к законникам и фарисеям и предал Спасителя. Простой рассказ, но он относится к каждому из нас. Прошло две тысячи лет, было какое-то чудо, сейчас совсем иная жизнь, другие люди, и мы не лежим у этой купальни. Но Церковь почему-то установила читать это евангельское повествование в пасхальный период. Потому что оно о всех нас. Весь мир, все люди больны, немощны, расслабленны. Много видов разных болезней, но все слабы. Кто-то болеет телом, кто-то душой. У кого-то внутренняя расслабленность, и он не может бороться с собой, со своими страстями. Кто-то болеет телом, ему нужна посторонняя помощь. Кто-то страдает тем, что не может совершить добро, потому что тоже внутренне расслаблен, переполнен гордостью, злобой и ненавистью. Каждый чем-то болен. Гордый хочет быть выше всех, но оказывается ниже всех. Кто-то хочет всех обмануть, и получается так, что ему не верят даже тогда, когда он говорит правду. Кто-то впадает в какой-то другой грех, и сам себя наказывает. И в этом
мире расслабленных, больных, глухих, немощных пребываем все мы, но здесь есть Господь, Его дом милосердия, Его милость, Его любовь. Только мы как евангельский расслабленный часто не видим Бога, Его Божественную любовь. Больной сказал: "Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода" (Ин. 5:8). Рядом пребывало много больных. Вокруг него ходило множество людей. Но каждый думал только о себе. И мы очень часто надеемся на кого-то, потому что видим вокруг себя много людей, но забываем о том, что каждый думает только о своих проблемах, о себе, болеет эгоизмом, и сам думает, кто бы ему помог. А когда мы обращаемся к Богу и понимаем, что кроме Него никто нам не может помочь, тогда Господь проявляет к нам Свою милость. Эта милость безгранична. Она может уврачевать болезни как физические, так и духовные. Милость распространяется на всех: и на самых закоренелых грешников, и на тех, кто всю жизнь трудится ради Бога. Все одинаково могут получить Божественную помощь, Божественную благодать, потому что любовь Божественная ко всем одинакова. Она не разделяет людей на своих и чужих, на близких и дальних. Все для Бога равны. Только нам нужно увидеть Бога и к Нему обратиться, сделать над собой усилие, шаг к Нему, попросить Его, и Господь Своей любовью нас уврачует. А наши болезни как телесные, так и духовные в большинстве, можно сказать, во всех случаях, происходят от наших же ошибок, грехов, от нашего непослушания Богу. Господь во всем Своем творении проявил любовь, и всякое Его действие тоже связано с любовью, потому что Он Сам есть Любовь, и все, что Он может совершать, есть добро и благо. Спаситель спрашивает расслабленного: "Хочешь ли быть здоров?" (Ин. 5:6). А что значит быть здоровым для больного человека? Это значит начать новую жизнь. Он тридцать восемь лет лежал в расслаблении, и кто-то его кормил, обихаживал, менял постель под ним, так как он сам не мог ничего делать, и вдруг ему задают вопрос: "Хочешь ли ты зажить другой жизнью?" Естественно, он хочет жить по-другому, проявить себя как-то иначе. Из чего состоит жизнь всех людей? Человек или творит дела греховные, злые, страстные, борется с Богом и становится сообщником диавола, или же живет, стараясь служить Богу, творить дела любви и отвращаться от диавола, злобы, грехов и страстей. Цель жизни каждого человека - это вечная жизнь, вечное спасение. Евангельский расслабленный захотел жить вновь, возможно, изменив свою жизнь. Господь предоставил ему такую возможность. И что же мы видим? Человек совершенно не изменился. Господь ему напоминает о том, за что он был наказан болезнью: за грехи. Он говорит: "Не греши больше, чтобы не случилось чего хуже" (Ин. 5:14). Что может быть хуже для человека, который тридцать восемь лет не владел собой, лежал в расслаблении? Хуже этого может быть только смерть вечная. Оказывается, его болезнь была для него величайшим благом. Когда-то он вел греховную жизнь, скорее всего, обижал ближних. Может быть, был крепким, сильным мужчиной, но свою силу употреблял для того, чтобы унизить ближних, обидеть кого-то. Господь отнял у него эту силу, послал болезнь для того, чтобы он не лишился жизни вечной. В этой болезни проявилась любовь Божественная к человеку, поэтому все святые относились к болезни, как к милости Божией, любви, проявленной к нам. Эту милость Божию ценили, относились с благодарностью ко всему, что Господь посылает. Только такой болезнью можно было остановить этого грешного человека, чтобы он не лишился жизни вечной. И вот второй раз по просьбе расслабленного Господь предоставляет ему возможность зажить по-новому. Может быть, за тридцать восемь лет он что-то понял. Ему сказано, что его болезнь от грехов, чтобы он не совершал ничего плохого, а ту силу и крепость, которую он получил вновь, и обрело его тело, употреблял на дела благие, на добродетели, на служение ближним. Расслабленный оказался неблагодарным. Как сказано в сегодняшнем Синаксаре, на суде у первосвященника он ударил Спасителя по лицу, причем так сильно, что перебил Ему переносицу. Так он отблагодарил своего Творца, Создателя и
Исцелителя. Очень часто и мы поступаем так же. Он лишился жизни вечной, лишился всего. Болезнь останавливала его гнев, злобу, невоздержание, внутренний эгоизм. Оказалось, что только эта болезнь и может его сдерживать от страстей и грехов. Больше никакая сила не могла удержать его от страстности, гневливости и озлобленности. Ведь для того, чтобы идти за Богом, необходим внутренний стержень, внутреннее движение. Нужна любовь к Богу, которая бы нас двигала к Нему, или, как говорят святые, нужна решимость. Нужно решиться, удержать себя от плохого и понудить, заставить творить добро, потому что "Царство Небесное силою берется" (Мф. 11:12), и любовь к Богу появляется от понуждения себя к ответной любви. Необходимо заставить себя идти за Богом, страдать вместе с ним и в этом обретать к Нему любовь. Церковь сегодня нам напоминает о том, что все мы расслаблены внутренне и не можем никак себя собрать воедино, что те болезни, которые Господь посылает нам как милость, как Свою любовь, часто нас не останавливают, мы не осознаем и не понимаем, зачем мы живем, и, что есть не только временные страдания, но и вечная смерть. Если смотреть с точки зрения вечности, то все, что Господь к нам проявляет, является для нас благом. Постараемся, получая бесчисленные блага от Бога, проявлять к Нему благодарность, постараемся понять, что без Бога мы пребываем в полной неподвижности, в расслаблении, в немощи, и лишь только Его милосердие и любовь помогают нам жить в этом греховном мире, дают силы здесь послужить своему Творцу, проявить веру. Постараемся быть Ему благодарными и помнить: все, что есть у нас благого, исходит не от нас, а от Бога. Аминь.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку