Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Антипасха

Сегодня мы вспоминаем сошествие во ад Спасителя и неверие апостола Фомы. Воскресший Господь явился Божией Матери, женам-мироносицам и ученикам, собравшимся в первый день по Воскресении, но не было среди них одного из учеников - апостола Фомы. Когда ему было рассказано о воскресшем Спасителе многими свидетелями, он не поверил. "Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25). Почему же так произошло? Апостол Фома, который любил Спасителя и однажды накануне Крестных страданий говорил, что готов вместе с Ним умереть: "пойдем и мы умрем с ним" (Ин. 11:16), видел множество чудес, воскрешение мертвых, вдруг не поверил в чудо Воскресения Христа, тем более, когда многие об этом свидетельствовали: Апостолы, мироносицы, Божия Матерь.

Многие считают, что апостол Фома был самым сомневающимся, самым неверующим из Апостолов. На самом деле это не так. Церковь установила отмечать его память в первое воскресение после Пасхи, и этот праздник очень значительный. Церковные песнопения называют благим неверие Фомы. Дело в том, что каждый человек может выбирать, во что он верит. Есть много истин, которые непреложны. Но вот кто-то не воспринимает что-то, внутренне отторгает. Он знает, что это на самом деле так, что это существует, что от этого нельзя отказаться, но отрицает в себе самом какие-то истины, не требующие доказательств, просто не хочет их признать, внутренне воспринять. Человек очень часто не доверяет своим внутренним чувствам. Бывает, чем больше человек живет, встречая многие пороки на земле, он все более разуверивается в себе и в окружающих. Он все более не доверяет тому, что происходит вокруг него, что говорят другие. Он перестает верить даже самому себе. Потому что мир лжи и обмана запутывает человека, а когда он перестает общаться со святостью, с Богом, попадает в греховный мир, то совсем теряется. Поэтому Апостол пишет, что нас влечет более плохое, чем хорошее. "Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое." (Рим. 7:21). Желание хорошего есть, но влечет более плохое, потому что мы его постоянно видим, соприкасаемся с грехом, живем во всем плохом. Мы не живем в благодати Божией, в святости. Постепенно мы так привыкаем, что нам кажется: суть жизни не только нашей, но и всего мира - это жизнь в страданиях, в скорбях, в страстях, обмане, грехе. Также произошло и с апостолом Фомой. Совсем недавно он расстался со Спасителем. Прошло всего несколько дней, но он уже так привык к греховной жизни, что из его памяти истерлись многие поучения и слова Спасителя. Он забыл множество чудес, которые видел своими глазами, трогал своими руками, удостоверялся во многих чудесах. Так происходит и с каждым из нас. Если мы долго не молимся, не общаемся с Богом, не приступаем к Таинству Исповеди и Причастия, то постепенно отходим от Бога, вера в нас угасает, пропадает, мы сами себе не верим и становимся неверующими. Поэтому Господь говорил, чтобы люди приступали к Таинствам Исповеди и Причастия, вкушали Тело и Кровь Христовы, постоянно находились в молитвенном общении с Богом, чтобы перебороть в себе мир греха и остаться в окружающем нас страстном мире вместе с Богом, со святостью и внутренней чистотой. Каждому из нас необходимо всегда поддерживать свой внутренний мир, свою душу и сердце общением с Богом, особенно Причастием. Апостол Фома, тогда еще не получивший благодати Духа Святого, очень скоро стал немощным, слабым и неверующим. Эта трагедия может совершиться с каждым из нас. Семь дней он внутренне терзался, страдал сам от своего неверия так же, как мы страдаем оттого, что не общаемся с Богом, от своей внутренней нечистоты и страстности. Так и он страдал. Прошло семь дней, явился Спаситель, Фома увидел Его и сразу уверовал, потому что благодать Божественная коснулась его сердца, и не нужно было ему ни вкладывать своей руки в прободенные ребра, ни дотрагиваться до язв гвоздиных на руках и ногах Спасителя. Но Господь сказал апостолу Фоме: "Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29). Блаженны те, у которых вера происходит изнутри, из сердца, из души, а не те, у кого вера начинается снаружи, от видения, и зрения, от ощущений. Такая вера вроде бы видимая, но слепая, потому что душа спит, в ней нет никакого света и благодати. Это вера новоначальных людей, не живущих Богом, у которых внутри, в сердце пустота, и они живут не благодатью Божией, а внешними стимулами. Они идут к Богу, потому что страдают от греха, просто понимают, что без Бога им плохо, знают, что погибнут в страстности, во грехе, и только это заставляет их идти к Богу. Но в любой момент такой человек может успокоиться, забыть о Боге, потому что внутри у него пустота, беспросветная тьма. Он может отойти от Бога, несмотря на то, что Господь посылает всем нам многие благие дары, и мы своими глазами видим множество чудес. Но мы быстро обо все забываем. А тот человек, у которого вера от сердца, от души, от внутреннего подвига, оттого, что он постоянно общается с Богом и живет этим общением, как сказал Спаситель гораздо блаженнее. Он уже

живет не в мире сем, а в мире ином, Небесном, вместе со своим Творцом. Господь нам через Свою Церковь показывает в первое воскресение после Пасхи, которое еще называют воскресением Обновления, чтобы и мы внутренне обновлялись. Обновлялись верой, жизнью в Боге, чтобы наша вера была нашей внутренней жизнью с Богом, чтобы это было не просто умозрение и философия, благие разговоры, а чтобы это была наша внутренняя потребность. К этому призывает нас сегодня Церковь на примере апостола Фомы и рассказывает нам устами Самого Спасителя, что такая вера гораздо выше, чем побуждаемая извне. Вера - это не просто то, что мы видим или осознаем, но это и жизнь по иным законам, это и служение Богу, и любовь к Нему, это исповедание христианства, ношение скорбей, страданий за веру. Постараемся и мы зажечь у себя внутри огонек веры, которая просветила наше сердце и душу, и мы узрели воскресшего Христа, жили вместе с Ним и никогда не сомневались в истинах Православной веры. Аминь.

Настоятель Храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин


Назад к списку