Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскрешение праведного Лазаря
“Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах” – такими трепетными словами, посланник неба архистратиг Гавриил возвещает Пресвятой Деве Марии о Спасителе рода человеческого. “Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!” – воспевает в этот день святая Церковь и призывает к этой радости всех: и небо и землю и ангелов и людей. И, если кто из нас внимательно прислушался к богослужебным текстам сегодняшнего праздника, то там эта радость проходит золотой радостной нитью. Нитью о радостном сегодняшнем празднике, о воспоминаемом нами ныне Евангельском событии.
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" (Лк. 1,28). Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них—сущность нынешнего праздника Благовещения. Этими словами начинается наше спасение. Эти слова возвещают миру тайну Боговоплощения, приносят известие небес о великой любви Божией к роду человеческому. Ныне Сын Божий Сыном Девы становится. На какую же высоту поднимается человеческое естество, особенно естество женское! Бог принимает плоть и кровь человеческую, чтобы, став по всему, кроме греха, нам подобным, избавить нас от греха и смерти. Бог приходит на землю, чтобы нас возвести на небо. Об этом сегодня вещает Деве Марии Архангел. С тех пор слово радости пронеслось по всему миру. С этим словом на устах и чувством в сердцах святые апостолы прошли всю вселенную. Чувством неземной радости исполнены страдания и подвиги святых мучеников и подвижников, которые в скорби радовались тому, что могут страдать ради Христа. Радостью просветлена и наполнена вся наша святая Церковь, которая несет всегда и всем весть радости. Эта радость дана Богом каждому человеческому сердцу и каждой душе. Проникнемся, братья и сестры, и мы глубиной настоящего радостного события, извлечем из этого праздника хотя бы частицу радости для себя, унесем ее отсюда, из храма, в наши дома и в наши дела. Священное Предание сообщает о том, что Божией Матери было и второе Благовещение—крестное. В радости Архангелова благовести скрывается крест, крестный путь, Симеоново предсказание: "И Тебе Самой оружие пройдет душу,—да откроются помышления многих сердец" (Лк.2,35).
Священное Предание свидетельствует, что архангел Гавриил явился Божией Матери в тот момент, когда Она читала пророка Исайю. Она, конечно, знала, что пришедший в мир Сын Божий должен был кровию Своею заплатить за наше избавление. С сознанием этого Она смиренно ответила Архангелу от лица всего рода человеческого: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1,38). В тот самый момент Она смиренно склонила Свою пречистую голову под крест Сына Божия, Спасителя мира, возлюбив Бога и всех нас. Как нет любви без жертвенности и нет жертвенности без креста, так нет и радости совершенной без крестной скорби. Только за Голгофой следует неизреченная радость Воскресения. Само пришествие в мир Сына Божия—это и радость, это и начало жертвенности божественной любви: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16). Вот свидетельство божественной жертвенной любви. Благовестие Архангела Деве Марии есть начало этой любви.Сын Божий приходит на распятие, смерть и вольное погребение, чтобы дать людям избавление и вечную радость. Архангел Гавриил возвещает ныне Божией Матери: "Радуйся!" (Лк. 1,28). Через Нее это "радуйся" относится к каждому человеку, верующему во Христа и в Его божественную любовь.Переживая ныне евангельское событие—Благовещение—возблагодарим Господа за Его неизреченную к нам любовь и прославим Божию Матерь, послужившую тайне нашего спасения. Воскликнем Ей вместе с Архангелом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" Сегодня мы отмечаем этот день, когда прозвучала благая весть как для Божией Матери, так и для всего человечества, но совершенно забываем о том, что и к каждому из нас в нашей жизни с самого рождения тоже звучит голос Божий, тоже часто призывает к покаянию, любви, исполнению заповедей Божиих и послушанию Богу. Но мы его или не слышим, или отвергаем, или молчим и не отвечаем на глас Божественной любви. Внутри нас нет той отдачи, той решимости быть рядом с Богом и всегда с Ним пребывать, для чего и создан был человек в раю, и которой обладала Божия Матерь. Она зачала Человека совершенного и от Нее родился Богочеловек по Своему человеческому естеству совершенный, такой, каким был создан первый человек в раю, не имея никаких погрешностей, изъянов, в полном послушании Богу. Он должен был в своей жизни разрушить стену между Божественной любовью и человеческой злобой, гордыней и непослушанием и совершил это, указав путь в Царствие Божие, соединив вновь человека и Бога, землю с Небесами, открыв двери в Царствие Божие. Сегодня, прославляя Божию Матерь, всей Собой, каждым Своим мгновением послужившую Богу и людям, Ее жизнь была сплошной любовью и послушанием Творцу и Создателю и Его творению и твари, нам нужно помнить о том, что необходимо ответить на зов Божий, может быть, не так, как Божия Матерь, а по нашим слабым, немощным силам проявить свою ответную любовь к Богу, чтобы перед нами двери Царствия Божия, открытые Сыном Девы Марии, не закрылись, и мы своей злобой и грехами не создавали стену отчуждения от своего Творца и Создателя.
Аминь.
Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
Заканчивается Великий пост, и мы находимся в преддверии страстных дней. В начале поста, говоря о его смысле и значении, мы размышляли, что пост должен быть для нас временем, когда мы себя ограничиваем во всем, что побуждает нас ко греху, чтобы встать в покаянии перед лицом своей совести, правды человеческой и Божией. Наше ограничение себя во всем несущественном, излишнем, удовольствиях и развлечениях должно принести пользу и радость нам и другим людям. И вот сейчас, подводя итоги поста, дадим себе отчет перед своей совестью - в чем я себя ограничил, насколько сумел себя удержать от греховных побуждений и принесло ли мое воздержание пользу и помощь моим близким? А если не было ни того ни другого, то напрасен пост.В эти дни мы будем вспоминать, как Господь входил в Иерусалим, чтобы пострадать и умереть, принимая на Себя бремя страданий ради других, страдающих грехом. Мы же, живущие порой в излишке и довольстве, обратимся, пока есть время, на путь покаяния и творения добрых дел, поминая слова апостольские: Се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная и облечемся во оружия света. Яко во дни благообразно да ходим (2 Кор. 6, 2).Мы стоим на пороге страстных дней, когда приближается Пасха Христова - как победная награда за воздержание и страдания, начало большой радующей надежды. Эту надежду возвестил нам Господь воскрешением Лазаря, показав, что Он сильнее смерти - по единому велению Его четверодневный мертвец восстал из гроба.В святом Евангелии мы слышим об этом чуде, совершенном над Лазарем, другом Господним. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, просили Господа исцелить их болящего брата. Господь, несмотря на угрозу иудеев побить Его камнями, пошел в Вифанию и, придя в дом Лазаря и застав его мертвым, услышал от Марфы: Господи, зачем Тебя не было здесь, когда брат еще был жив. Если бы Ты был здесь, он не умер бы... И мы слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? И Марфа отвечает: Да, Господи, в последний день. Она сказала это с неколебимой надеждой, так как всегда веровала, что перед ней Господь и Бог, и эта вера и надежда может совершить чудо воскресения. Господь нам говорит, как говорил Марфе, вселив в нее совершенную надежду: Я есть Воскресение и Жизнь! И если кто в меня верует, если бы и мертв был - воскреснет... Христос явил Себя Господином жизни и смерти, равным Отцу, когда возвел очи свои на небо и сказал: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя. Таким образом, народ уверовал в силу Его молитвы, когда слово обернулось делом. Сам Господь поясняет тогда: Аз ведях, яко всегда Мя послушаеши; но народа ради стоящего окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Ин. 11, 41).Ради присутствовавшего народа были громкие и властные слова Христа: Лазаре, гряди вон! - после которых немедленно четверодневный мертвец предстал живым. «Господь воскликнул великим голосом ради предстоящих, ибо Он мог не только умеренным голосом, но и одной только волей воскресить его...» - говорит святитель Григорий Палама. Далее он пишет: «Все это для того, чтобы через собственные глаза и обоняние смрада мертвеца, через собственное осязание камня, плащаницы и сударя на главе Лазаря и через собственное слышание голоса Господня, который достиг слуха всех, они познали и уверовали, что Он - Тот, Кто призывает сущее из несущего (Рим. 4, 17), Кто носит все словом силы Своей и Кто в начале одним словом из несущего сотворил сущее». В преддверии Воскресения Господня, в образе воскресшего Лазаря перед нами встает радующее предвестие победы над смертью. Господь победил ее не только в прямом смысле, в котором было телесное воскресение Лазаря, но еще и в другом смысле, который непосредственно относится к каждому из нас. Бог, создав человека по своему образу и подобию, воплотил его как своего друга и соработника, и эта дружба еще более углублена и сделалась еще более тесной в нашем крещении. Во Христа крестихомся, во Христа облекохомся, - утверждается при крещении. Каждый из нас, при крещении явившись другом Божиим, призван жить этой дружбой, которая должна углубляться и укрепляться. Подчас в течение жизни в нас истощается чистота и крепость этой дружбы. И мы в грехе порой чувствуем, что душа наша словно лежит во гробе, пораженная смертью, как тот, кто умер и к гробу которого сестры боятся подойти, потому что мертвец уже разлагается, смердит. Но творческая и созерцательная силы нашей души сетуют, подобно Марфе и Марии, над тем, что в нас умирает друг Господень. И когда идет борьба между светом и тьмою, добродетелью и грехом, жизнью и смертью, то к нам близко подходит Господь, и мы можем, как Марфа, воскликнуть: Господи, если бы ты был здесь, Твой друг не умер бы... И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? Верь! Я Воскресение и Жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был - воскреснет...Пришел Господь и повелел Лазарю восстать из мертвых - вот образ восстания и преображения для нас. В каждом из нас лежит подчас умирающий Лазарь, безнадежный, побежденный грехом. И Господь нам попускает через искушения и падения подойти к краю душевного падения и гибели, но все это попускается не к смерти, а ко славе Божией, и верующий в помощь Вышнего не умрет вовеки, а, напротив, обогатившись опытом победы Божией и чудом воскрешения некогда смердящей грехом своей души, преисполнится непоколебимой веры, и тогда по восстании тот, кто пострада сам и искушен быв, может и напаствованным помощи (Евр. зач. 306). В Евангелии на самом пороге страстных дней и радости Воскресения Господь говорит нам: Не бойтеся! Я Воскресение и Жизнь! Тот друг Господень, который заключен в душе вашей, если безнадежно болен и умирает, то от одного слова Иисуса может воскреснуть - и поистине воскреснет! Аминь!
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин.
Назад к списку