Мамврийский дуб
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего…»(Быт гл 18)
Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась? Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын».Сарра же испугалась и сказала: «я не смеялась». Но он сказал ей: «нет, ты засмеялась».Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.
Вот он – последний потомок дубравы Мамре, древнейший на земле Палестины, а может быть, и на всем Востоке, патриарх дубов, воспетый в богослужебных текстах, в стихах и прозе, запечатленный на тысячах рисунков, гравюр, в иконах… Дуб, согласно традиции, растущий с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19). Палестинцы с древних времен до наших дней поклоняются Богу у могучих старых деревьев, больших скал, источников, на вершинах гор. Приходят они поклониться и к этим могучим дубам, приходят и православные, и мусульмане, ибо все они чтят Господа и св.Авраама-Ибрагима.
Именно здесь, в Хевронской долине, хранится память о древе жизни, насажденном посреди рая, к которому утратило доступ падшее человечество. Здесь же, в священной пещере Махпела, погребены жена первого человека Ева и Праотец Авраам, об этом упоминает Блаженный Иероним и толкователи Торы. Роща, в нескольких километрах севернее Хеврона, где находится колодец Авраама, называется Мамре и издавна считается святой. Здесь разбил свои шатры в тени дубрав праотец Авраам, под сенью этих деревьев он принимал гостей, на этом месте Праотец воздвиг алтарь. Вид этой священной древности внушает к ней чувство благоговения , а воспоминания, соединенные с этою святыней, переносят мысль со святых мест во времена давно минувшие, когда люди были проще и к Богу были ближе, когда Бог явился Своим избранникам в образе человека и беседовал с ними лицом к лицу, как Отец с любимыми детьми.
И в наше время Господь Бог остается милостивым к своим чадам, не отворачивается от своего создания. Продолжает ждать свое заблудшее чадо и готово подать руку помощи и простить все его согрешения. Ковчег с частями дуба Мамврийского- это прямой путь молитвы к Богу.
Молитвой, соединенной с крепкой верой в Бога, несомненной надеждой на Него и глубоким смирением, можно испросить у Бога великую и богатую милость. Так молитва, соединенная с верой и надеждой, "много может ко благосердию Владыки". Нет ничего такого, что бы могло противостоять силе молитвы. Ибо сила этой молитвы направленна напрямую к Богу, к Святой Троице, которая явилась около священного древа. Рука Бога коснулась сего места ,
Благословление Бога Саваофа пребывает в нем. Отец наш Небесный дал нам особую благодать -прикоснуться к Великой святыни и поговорить с Богом. «Просите, и дастся вам: толцыте и отверзется» (Мф. 7, 7). Многие из вас, не получая долго просимого, унывают. Унывать не следует. Вспомните, как Господь поступил с хананеянкой. Как она Его просила исцелить ее дочь! Даже апостолы стали умолять Господа, чтобы Он отпустил ее. А Господь даже с псом сравнил ее... А вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает оттого, что забываем, что между сеятвой и жатвой должно пройти известное время (преп. Никон).
Опасны и неизбежны для нас болезни, тверды законы жизни, ведущие нас к старости и ко страстям. Но выше тех и других сила молитвы. Разболелся Езекия до смерти, не было надежды на спасение. Посетивший его пророк Божий велел распорядиться о доме и сказал ему о скорой кончине. Но он обратился с молитвой к Богу, и исчезли болезни, и к жизни его было прибавлено пятнадцать лет (Ис.38,1-5).Приклолняется слух Божий к молитве созданий Его, и нередко Бог изменяет определения Своей святой воли. Отступил от Бога израильский народ, согрешил пред Ним. Господь сказал, что истребит его (Исх.32,10), но молитва Моисея отвратила гнев Божий (Исх.32,33).
Молитва должна быть неотступна, подобно молитве хананеянки, в противном случае она будет безуспешной. Невнимательность во время молитвы— первая причина неуспеха нашей молитвы. Молитва не бывает услышана, когда мы преступаем заповеди Божии. Суетна и тщетна молитва наша, когда мы, оскорбив ближнего и не примирившись с ним, приступаем к Богу. Не исполняются иногда наши молитвы оттого, что исполнение их было бы несогласно с премудрыми планами Божественного провидения. Мы не получаем просимого, ибо не всегда просим полезного. Необходимо быть постоянными в молитве и всецело предавать себя в волю Божию, никогда не отчаиваться. Молитва веры соединяет нас с Богом, а это единство уже есть вершина всех благ. Были бы мы хорошими детьми Отца Небесного, а Он не замедлит дать блага просящим у Него.
Теперь каждый может подойти ближе ко Святой Троице, приехав в храм Архангела Михаила и приложившись к частям дуба Мамврийского. Ибо сама благодать Бога Отца и Сына и Святого Духа явилась на Башкирской земле. Аминь.
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин
Назад к списку