Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О болезнях

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть три пути спасения: первый - не грешить; второй - если согрешишь, покаяться и принести достойные плоды покаяния; и третий - терпеть всякого рода болезни и скорби.

О болезнях и хотелось бы поговорить. И не потому, что у каждого читающего эти строки, в поликлинике лежит «карточка больного» и в ней, к сожалению, не одна заполненная страница и десятки вклеенных анализов. Но потому, что очень часто мы слышим сетования - да что там сетования, упреки в адрес Бога за свои болячки и страдания.

Болезни терпели и праведники – для большей святости. Мы же, грешные, должны терпеть их в наказание за свои грехи. Добрых дел на нашем счету, увы, нет, а если мы и совершаем нечто доброе, то в большинстве своем уподобляем Иванушке, превращенном в сказке «Морозко» в медведя. Помните его рык на весь лес: «Кому доброе дело сделать?» Особой любви у нас к Богу и ближним за нами также не замечается. Постоянно молиться нам или некогда, или мы просто не умеем. Прочтете ли правильно хотя бы две-три молитвы наизусть? Вряд ли.Как же при таком безбожии и непочтению к Всевышнему нам спастись? Ведь спасение - это то единственное дело, которое Бог без нашего желания совершить не сможет. Посему по Своему милосердию и посылает Он нам болезни, дабы когда «стрельнет», «кольнет», или «запечет», мы вспомнили о Том, без воли Которого ничто в этом мире не совершается.

Болезнь - Божье напоминание: земная жизнь временна, созданы мы для вечности, а посему должны к ней готовиться. «Болезнь не без промысла Божия бывает, и есть отеческое наказание, которым Господь смиряет нас, тело наше бьет, да душа оздоровится и спасется. За тебя, для пользы твоей болезнь твоя, хотя плоти твоей горестно»,- говорили старцы.

Так что же делать, когда постигнет нас болезнь? Главное - не роптать, не отчаиваться, не впадать в панику, в уныние и никого не обвинять. Необходимо ясно осознать свою полную виновность в случившейся немощи, и не только осознать, но и поблагодарить Бога: «Слава Тебе, Господи, ведь это мне за грехи мои». А если будешь роптать – все равно не избежишь болезней, а страдания будут сильнее. «Благодарение Бога во время болезни вменяется вместо подвижничества»,- говорит святой Варсонофий. Посему и молиться надо не молитвой язычника « Бог, дай здоровья», а со смирением: «буди воля Твоя, Господи…»Тушить пожар болезни необходимо прежде всего в церкви. Даже тогда, когда сил нет, когда больно и тяжело, потихоньку доберитесь до храма. В совместной молитве, в окружении святынь, в незримом присутствии благодати Духа Святаго вам обязательно станет легче.Многие жалуются: не могу на службе стоять, ноги болят, поясницу ломит. Но вот встретится такая «немощная к молитве церковной» с соседкой у магазина и начнет косточки знакомым перемывать - и час, и два, да еще с набитыми сумками. И ничего не болит, и поясницу не ломит. В храме же трети службы выстоять не в состоянии. Необходимо пересиливать себя – тогда забудешь про болезни, служба пройдет как одно мгновение, только молись поусерднее.Обращаться к врачу безусловно надо. Здоровье – дар Божий и относиться к нему небрежно - грех. Но, прежде чем идти в больницу телесную, необходимо духовное очищение, церковная лечебница. Ведь причина любой немощи – в грехах, содеянных ранее. Святые отцы определили, что у завистливых, злых и унывающих обычно больны печень и почки; у обидчивых и принимающих все близко к сердцу – бронхи, легкие и сердце, у не умеющих прощать и думающих не о том, что надо - голова; а у властных и категоричных обязательно проблемы с желудком. Исповедь и причастие перед визитом в поликлинику крайне необходимы.

Богу возможно все. Мы знаем бесчисленное количество примеров, когда медицина расписывалась в своем бессилии и выносила смертный приговор, но Господь поднимал обреченных с одра. Хотя иногда Божий промысел заключается в ином. Как пишет святитель Феофан Затворник: « есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Тут уже необходимо только смирение и упование на милосердие Божие. И пусть будет по словам поэта: «Не смущаюсь болезнью обидною,/ Никого ни в чем не виню, / Ты кончину мне дай непостыдную,/ За постыдную жизнь мою».


Назад к списку