Михаило-Архангельский Храм с.Зирган - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Молитва

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: «я преклонял колена»; но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договор, условия, поля, владения, общества, друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы.

Молитва далеко не всегда бывает тихой беседой с Богом или горним миром, и у новоначальных особенно она чаще всего есть подвиг усердия, терпения и тяжелой борьбы со злым духом, всеми средствами старающимся помешать нашей молитве, рассеять внимание, положить какую-либо преграду между Богом и молящимся. И по причине великой злобы, которую имеет на нас лукавый бес, эта борьба бывает часто очень тяжела.Поэтому к молитве нужно понуждать себя и тогда, когда нет к ней расположения. Святые отцы говорят, что молитва насильственная, вынужденная, исторгнутая весьма приемлема и угодна Богу. Молитва является нелёгким трудом даже и для подвижников, преуспевших в ней. Авва Агафон Египетский говорил: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы». Старец Варсонофий из Оптиной пустыни пишет: «Рассеянность бывает в молитве даже и у старых иноков. Но всё-таки и эта ваша рассеянная молитва запишется на небе».Как говорит архиепископ Иоанн: «Никогда не бывает, чтобы совсем нас не слушал Господь». А отец Иоанн С. пишет: «Не обращай внимание на омрачение, огонь и тесноту вражию во время совершения молитвы и твердо положись сердцем на самые слова молитвы, с уверенностью, что в них сокрыты сокровища Духа Святого: истина, свет, животворящий огонь, прощение грехов, пространство, покой и радость сердца, жизнь и блаженство».Как пишет отец Александр Ельчанинов: «О ненужности делать усилия в молитве (то есть в любви к Богу) могут говорить только люди, не имевшие опыта в этом. Всякое, даже самое слабое, даже вынужденное устремление к Богу дает живой и неопровержимый опыт в Его любви. Тот, кто имел этот опыт, уже его не забудет».Не будем же оставлять молитвы, хотя бы сухость наполняла сердце и мысленное море бушевало и бросало как щепку нашу ладью — наше внимание. Господь оценит наш труд, наше прилежание, нашу настойчивость в искании Его. И если Ему бывает угодно, то Он повелит отступить от нас лукавому духу и утешит разбушевавшееся мысленное море. Почему же Он часто медлит делать это?Ответ на этот вопрос можно найти в рассказах о подвигах преподобного Антония Великого. По попущению Божию преподобный Антоний был жестоко избит бесами, но не оставил своего подвига. Несколько оправившись от побоев, он велел отнести себя снова в свою уединённую пещеру. Не имея более сил стоять на ногах, он продолжал молиться лежа и молитвою отгонял не оставляющих его бесов. Видя его подвиг, Господь утешил раба Своего. Однажды, подняв кверху свой взор, преподобный Антоний увидел, что свод пещеры раскрылся и к нему нисходит светлый луч. С появлением света исчезли окружавшие его дотоле бесы и мгновенно утихла телесная боль. Уразумев в этом посещение Господне, преподобный воскликнул, обратив лицо к свету: «Где Ты был, Милосердный Иисусе? Где был Ты, и почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» И был к нему голос: «Антоний, Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество, теперь же после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всём мире». Так были вознаграждены мужество и терпение преп. Антония. Вознаградит Господь за молитвенный подвиг и всякого верного раба Своего, если только тот не ослабеет в своём усердии. И тогда период сухой, напряженной молитвы сменится сердечной радостью и умилением.

Следует помнить, что чередование периодов сухой и теплой молитвы естественны не только для новоначальных в духовной жизни. Господь попускает сухость и тяжесть, чтобы приучить труженика на Его ниве к терпению и мужественному перенесению тяжести молитвенного труда. Видя же труд и терпение, Он ободряет затем умилением и теплотой сердечной, а затем снова отнимает их, чтобы возвести подвижника на высшую ступень.Приступая к каждой молитве, христианину надо помнить, что, по словам епископа Игнатия Брянчанинова, «молитва — это огонь, и не может не согреваться молящийся». Поэтому как бы тягостна и рассеянна не была молитва вначале, но при усердии она постепенно преображается. И очень часто, уже вскоре после начала, она делается легче, дух мирнее, ум начинает сосредоточиваться в словах молитвы. Постепенно умягчается сердце, появляется умиление.Когда же кончает христианин усердную молитву, он отходит от нее совершенно успокоенным, унося в сердце своём огонек Духа Святого, который будет после этого просвещать и согревать его. Бывает тоже, что и томление, и изнеможение тела также исчезают после молитвы, и человек отходит от нее окрепшим и обновленным не только духом, но и телом.

Святитель Феофан Затворник о молитвенном правиле

«Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; чтобы это получалось, первое - никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь... Второе. Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте. Третье. Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать... Четвертое. Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед... Пятое. Чтоб способствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце. Шестое. Никогда не читайте без перерыва молитвы... а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны... Это последнее правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если иногда какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте... так до самого конца положенного времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по нескольку поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.Правило ваше молитвенное хорошо. Только старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Исправность молитвы вашей нарушают мысли. Заметили?! Теперь старайтесь это исправить. Первый шаг к сему есть - приступая к молитве, возбуждать в себе: страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце, и оттуда взывать к Господу.И мысли сторонние будут лезть; как заметите, отгоняйте. Опять полезут, опять гоните... И все так. Не допускайте, чтоб язык молитву читал, а мысли не знать, где шатались... всегда прогоните их и молитесь.Трудиться надо и Господа молить, чтоб помог сладить с мыслями. Есть ли у вас сборник отеческих уроков о молитве? Читайте и вникайте, к себе прилагайте.

Непрестанно трудитесь над сим... и Бог, видя труд ваш, подаст вам искомое вами... Трудитесь усердно, но не думайте сами в чем-либо успеть без особой помощи Божией.»

Зачем нужно «правило»?

Смысл молитвенного правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами, и появляется ощущение лицемерия: вроде все что нужно прочитал, а на душе холод?Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго. Потом опомнятся: “Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже”. Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва - это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем – впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной.Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением - она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды.

Короткое или длинное?

Важно не столько количество молитв, сколько «качество». Если через правило преподобного Серафима (прочитывать утром и вечером по три раза «Отче наш», «Богородице Дева, радуйся» и единожды - «Верую») мы выражаем перед Богом все свои мысли и чувства и больше не можем приложить к этим молитвам ничего - нам недосуг или еще по каким-то причинам, - Бог невозможного не требует. Важно наше стояние перед Богом, важно сердце, которое открыто перед своим Создателем. И будем ли мы читать при этом набор молитв в обычном нашем молитвослове или какие-то свои молитвы, это будет принято Богом. Бог же все видит и знает и немощь нашу, и слабость, и помогает нам во всем. Если же по каким-то объективным причинам (а не по лености и нерадению) не можешь прочитать все правило, а делаешь какие-то сокращения, то лучше хоть так, чем вообще никак не молиться.

Бывает, что человек часть молитв читает дома, а часть по дороге на работу. Но если он едет, например, в автобусе и чувствует, что не в состоянии сосредоточиться и в голове каша - тогда, конечно, это будет профанация. Тогда имеет смысл сократить правило, чтобы успевать его прочитать дома или читать правило преподобного Серафима. Точно так же для человека, живущего в напряженном ритме, будет извинительно слушать молитвы в диктофонной записи. Лучше хотя бы так, чем никак. Но если он лукавит перед самим собой и не молится из-за лени, то это неправильно. Бывает, что кто-то привык молиться только вечерами, а утром времени нет. Но ведь мы находим время умыться и привести себя в порядок, значит, можно встать на две минуты раньше и посвятить их молитве. Хотя бы одну молитву прочитать, например «Отче наш», и начало новому дню уже будет положено. И все-таки ограничиваться правилом преподобного Серафима Саровского более приемлемо для новоначальных, только вступающих на путь христианской жизни.

Чтобы молитва была живой

Молитве нужно не только учиться, но и готовиться к ней. Если я не собран, то собраться, если в сердце вражда, встать перед Богом и сказать: “Господи, меня кто-то оскорбил, я ответил оскорблением, нахожусь в нехорошем состоянии, как я могу принести Тебе достойное моление?” Если во мне угасло чувство веры и близости Бога нужно прибегнуть к покаянию: “Господи, я потерял это живое отношение к Тебе, потерял благоговение”. Покаяние очищает совесть, и в душе восстанавливается единение с Богом, в силу того, что “сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Молитва - не только прославление Бога, не только прошение к нему, но прежде сокровенная жертва, посильная нам. Что другого могу я совершить из дела благого? А помолиться всегда могу, если с сокрушением помолюсь, это и есть уже жертва Богу - дух сокрушенный. Сокрушение меня опять восстановит, молитвенные правила опять оживут, обретут смысл. Молитва может загореться и от чтения духовных книг. Читаешь кого-то из святых отцов - Исаака Сирина, Макария Великого, Максима Исповедника, Иоанна Кронштадского, - и вдруг слова коснулись сердца, загорелось чувство к Богу, родилось удивление или восхищение, и это уже -молитва. Ее как искру из кремня высекает из сердца слово Божие или слова святых к Богу.

Правило для семьи

Среди некоторых людей бытует мнение, что нельзя возвращаться к прочитанному, если невнимательно прочел что-то при чтении молитвенного правила. Между тем подвижники благочестия говорят: если есть такая возможность, то вернись и прочти внимательно. Если во время молитвы в голову приходят посторонние, праздные мысли, святые отцы говорят: ум наш как река, мысли приходят и уходят, а наше дело не соглашаться с ними. Обращая на них внимание, мы лишимся молитвы. Но если это мысль об исповедовании какого-то греха, которая пришла к нам под благочестивым настроением, то ее можно и записать. Иногда спрашивают, можно ли общепринятое молитвенное правило заменить чем-то еще, допустим, утром читать каноны, вечером Псалтирь? Можно. И каноны, и Псалтирь, и Евангелие и другие молитвословия тоже будут молитвой. Особенно если человек читает их внимательно и сосредоточенно - Бог эту молитву принимает. Но опять же, если мы говорим об утренних и вечерних благословениях, испрашиваемых на начало и конец наших дневных дел, то при возможности, хотя бы частично, их надо присовокупить.

Церковь приучает своих чад к молитве с младенчества. За младенцев молятся их родители. Учат их молитве, просто занимаясь и играя с ними. И хорошо, если ребенок сидит, играет в кроватке и слушает, как молятся его родители. Когда дети подрастают и могут сами что-то читать и выучить наизусть, то активное участие в таком молитвенном правиле очень ценно для них. Дети не могут долго смирно стоять, помолитесь с ними вместе кратко и отпустите, а сами продолжите свое правило.Родители вправе по своему усмотрению выбрать молитвы для совместного утреннего и вечернего правила с детьми. Когда же встает вопрос о подготовке ребенка к причастию, к ежедневному правилу нужно добавить одну-две молитвы из последования ко святому причащению или, может быть, из канона ко причащению - чтобы дети постепенно возрастали в духовном плане. Трудно назначить какой-то определенный срок или возраст, когда ребенок уже может выстоять все молитвенное правило, это все решается индивидуально. Главное - его понимание, что молитва необходима, что это его личное обращение к Богу, что он молится за всех своих близких и всех, кто ему дорог. У детей чистая, ясная память, и если почаще обращаться вместе с ними к Богу, то они быстро запоминают молитвы.


Назад к списку